Яков Николаевич Мороз. Рассказываем о заместителе председателя Волковысского районного Совета ветеранов

Зима постепенно сдает права, оставляя после себя приятные впечатления. Впервые за много лет мы вновь насладились снегом, вспомнили, что такое лютая стужа. Рассказать о последней, как никто иной, может наш герой.

Общаться с этим неординарным человеком, приятным собеседником и интересным рассказчиком мне всегда доставляло большое удовольствие. От него всякий раз можно узнать много нового и познавательного, т.к. прожитая им жизнь богата на разнообразные факты и события. Этот человек многое видел и пережил. Про себя он с некоторой долей юмора говорит: «Натуральный дедушка Мороз». А зовут дедушку (и даже прадедушку) Яков Николаевич.

Этого известного в нашем районе (и не только) человека я помню с детства. Уже тогда он мне казался необыкновенным. Гараж, наполненный огромным количеством самых разнообразных инструментов, механизмов и приспособлений, многие из которых были сделаны его руками. Или мастерская для выделки шкур с разнообразными колбочками, баночками, наполненными реагентами со специфическими запахами. Могло ли это не захватить внимание мальчишки?

Однако и спустя многие годы, когда я узнал Якова Николаевича Мороза как личность, он не перестает оставаться для меня необыкновенным человеком. А истории, которые он рассказывает, готов слушать, не считаясь со временем. Ведь в них многому можно научиться. Да и знает он их немало.

Детство, опаленное войной

История жизни Якова Мороза тесно связана с Волковысским районом. Родился он в деревне Почуйки, которая сегодня расположена на стыке трех районов: нашего, Берестовицкого и Мостовского. Деревня считалась небогатой. Из 78 дворов 77 были одноконевые, т.е. имели в хозяйстве лишь одну лошадь.

Когда началась война, Яше Морозу было шесть лет и события, которые происходили в те дни, как и в последующие годы оккупации, он хорошо помнит. Утром 22 июня 1941-го немцы бомбили расположенный неподалеку аэродром. Люди, услышав звуки взрывов, вышли на край деревни. Мужики, переговорив между собой, решили, что начались маневры Красной Армии. Однако когда самолеты с крестами на крыльях стаями полетели на восток, люди поняли, что началась война.

Через несколько дней явились немцы. Первыми наступали танки, за ними потянулась пехота. В те дни, по воспоминаниям Якова Николаевича, в округе было много советских солдат, попавших в окружение. Они пробирались на восток, прятались от врага в жите недалеко от деревни. Многие из них попадали в плен.

Первое время оккупанты местных не трогали, однако спустя время начали выявлять активистов советской власти. Отца, который в 1940 году был председателем местного колхоза, а также руководителей сельсоветов, коммунистов стали вызывать в гмину в Эйсмонты и записывать их данные.

Один из работников гмины в приватной беседе предупредил Николая Мороза: если будут вызывать повторно — не ходи. Что отец и сделал. Но с тех пор ему до конца войны пришлось скрываться, сбегать от облав и ждать освобождения. А сын остался на попечении у деда.

Многое из того, что происходило в те грозные годы, врезалось в память нашему герою. Он хорошо помнит немецкие облавы, в том числе на местную молодежь, которую угоняли на работу в Германию. Помнит, как нетрезвые полицаи ходили на деревне и расстреливали в свое удовольствие кур и гусей. Как грабили оккупанты местных жителей в первые дни войны и при отступлении. Помнит, как получал «гумой» за отказ поливать табак, который немцы приказали выращивать для своих нужд. Наконец, помнит, как в 1943 году фашисты окружили деревню, расстреляли его дядю Владимира Степановича Романчука, а трех других односельчан увели. Через несколько дней их нашли убитыми в лесу у соседней деревни Кулики.

После освобождения от немецкого ига в 1944-м отец Якова Мороза ушел на фронт, а юноша отправился учиться в 1 класс Гудевичской школы. Причем постигать азы грамматики пришлось в тетрадках, сделанных из цементных мешков, чернилами, которые делали сами из дикорастущих ягод.

Через год глава семьи вернулся с фронта и пошел работать заместителем председателя местного сельсовета, а спустя четыре года был направлен инспектором в райфинотдел. Так, в 1949-м, семья перебралась в Волковыск. Яков продолжил учебу в СШ № 3, но после окончания седьмого класса решил идти на работу, чтобы помогать семье. Время было очень трудное. Устроился на литейный завод формовщиком, однако вскоре был призван в армию.

На Северном флоте

В 1954 году, получив повестку и явившись в военкомат, наш герой был определен на флот и направлен на медкомиссию, которую проходил в течение недели. В эти дни он побывал в барокамере, его крутили на стульях-вертушках и т.д. А кроме того, подвергли двум экзаменам — по русскому языку и математике. По решению комиссии Яков Мороз был направлен на обучение в 18-ю объединенную школу 17-го Выборгского отряда.

После окончания учебки молодой моряк попал на Северный флот в 33-ю Краснознаменную ордена Ушакова I степени дивизию подводных лодок. Службу проходил на плавбазе, т.е. судне, которое обеспечивало деятельность кораблей.

Служба на флоте тогда длилась четыре года. За это время полагалось всего два отпуска сроком 65 суток с дорогой. За годы службы Яков Николаевич поучаствовал не в одном учении, видел таких прославленных на Северном флоте людей, как Героев Советского Союза морпеха Василия Кислякова и командира подлодки Николая Лунина, а также дважды Героя Советского Союза командира отдельного разведывательного отряда Виктора Леонова.

Был во время службы и случай, едва не стоивший Морозу жизни. Отправили его и группу моряков в Петрозаводск на Онежский тракторный завод получить катер-буксир. Стояла задача: пройти ходовые испытания, погрузить судно на платформу и отправить в пункт базирования Полярный. В итоге платформы не оказалось. Команде поступил приказ добираться до пункта назначения своим ходом морским путем. Хотя выход в море буксиру по его параметрам и техническим характеристикам был категорически запрещен.

Тем не менее, приказ есть приказ. Отправились с завода по Онежскому озеру, миновали Беломорканал. Пройдя Белое море, катер попал на место встречи двух течений, где высота волн достигала шести и более метров. Фактически перед буксиром оказалась водяная стена. Как они ее преодолели и не оказались на морском дне, Яков Николаевич так до конца и не понимает. А всего морское путешествие длилось ни много ни мало — месяц.

Трудовые будни

Старшина Мороз демобилизовался со службы в 1958 году. Звали остаться на флоте, ведь к тому времени он сдал на право вождения катеров. Приглашали также в школу, где готовили капитанов каботажного плавания. В общем, хорошая работа и высокая зарплата были гарантированы. Но Мороз отказался, о чем до сих пор не жалеет. По его признанию — хотелось домой.

Вернувшись, отправился искать работу. Уже тогда хотел связать свою жизнь с энергетикой. Поэтому первым делом пошел трудоустраиваться на электростанцию, которая располагалась на месте нынешних Волковысских электросетей, а затем на энергопоезд. Однако свободных рабочих мест там не оказалось. Поэтому некоторое время пришлось поработать в торговле: сначала экспедитором в райсоюзе, затем завторгом в сельпо.

Через некоторое время перешел на завод литейного оборудования дежурным электриком. Закончил с отличием Вильнюсский техникум по специальности электроснабжение и электрохозяйство железнодорожного транспорта. А с 1 января 1967 года влился в коллектив Волковысских электрических сетей. Прошел по карьерной лестнице от инженера релейной службы до старшего мастера ВЭС. С 1971-го по 1972 год избирался освобожденным (первым на Гродненщине) председателем профсоюзного комитета.

На какой бы должности Мороз не трудился, он всегда пользовался авторитетом и заслуженным уважением у коллег. Постоянно стремился идти в ногу со временем, изучал и осваивал новые технологии. Делал это сам и подстегивал других.

Волковысским электрическим сетям наш герой отдал 29 лет и вышел на заслуженный отдых в январе 1996 года, несмотря на уговоры остаться.

С заботой о ветеранах

Отдыхал Яков Николаевич на пенсии не долго, до 2001 года. Да и как отдыхал. Большую часть этого времени посвятил строительству дома на даче. Строили вместе с сыном. Все окна, двери, материал для внутренней отделки изготовил самостоятельно. В общем, забот хватало. А когда проект был реализован, ему поступило предложение возглавить ветеранскую организацию электросетей. Мороз без колебаний согласился и взялся за новый для себя участок работы.

За прошедшие 20 лет на поприще ветеранского движения им было сделано немало. Учитывая разбросанность организации (6 районов), организовал цеховые советы, которые проводят работу на местах. Уточнил списки ветеранов войны – работников электросетей. Благодаря работе с архивами и военкоматами, их число выросло с 19 человек в 2001-м до 49 сегодня. Могилы умерших ежегодно посещаются, при необходимости, приводятся в порядок.

Организовано поздравление юбиляров открытками с приложением материальной помощи. Многих из них члены совета ветеранов во главе с Яковом Николаевичем, а также представители профсоюза посещают лично. На дому и в больнице посещаются болеющие ветераны электросетей. Нуждающимся оказывается материальная помощь.

Перечислять все, что делается, можно долго. Достаточно сказать, что работа совета ветеранов ВЭС признана одной из лучших в отрасли. А Морозу единственному из ветеранов-энергетиков в стране присвоено почетное звание «ВыдатнiкБеларускайэнергасістэмы».

Кроме того, на протяжении 20 лет Яков Николаевич является членом президиума районного совета ветеранов, из них 15 — заместителем председателя.

С хобби по жизни

Жизнь человека без хобби, по мнению Мороза, не жизнь. Со своим главным увлечением он определился давно — почти 70 лет назад. Им стала охота. Для нашего героя это всегда был самый хороший способ отвлечься и приобщиться к природе. Началось это увлечение в Волковыске в далеком 1952 году с охоты в Замковом лесу. Не изменял ему Яков Николаевич и на Северном флоте. Матросам разрешалось иметь ружье, и наш герой периодически охотился на утку. Остался верен своему хобби и в последующем. Сегодня он является почетным членом Белорусского общества охотников и рыболовов.

Еще одним увлечением этого неординарного человека является столярное дело. В настоящее время занимается им практически каждый день, изготавливая разнообразные вазы, кувшины, бокалы, подставки, подсвечники и многое другое. Делает это для души и с удовольствием дарит свои сувениры многочисленным друзьям и знакомым.

Семья на первом месте

Главное место в жизни Якова Николаевича всегда занимала семья. Со своей супругой Валентиной Ивановной он вместе уже 61 год. Этот жизненный путь они прошли плечом к плечу и сердцем к сердцу. Валентина Ивановна поддерживала и поддерживает мужа во всех его делах и начинаниях. А это, по мнению нашего героя, дорогого стоит. Ведь чем крепче тыл, тем проще идти вперед.

Вместе они воспитали двоих детей. А еще у них трое внуков и четыре правнука.

Каждую весну Яков Николаевич не забывает о главном женском празднике. 8 марта он спешит за цветами для своей второй половинки, которая, по его словам, долгие годы украшает его жизнь.

Дмитрий ЗЕЗЮЛЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website