Бои в окружении, дивизия СС «Мертвая голова», эскадроны кавалерии: как освобождали Гродно в 1944 году
Героическое лето 44-го
В эти самые дни 80 лет назад Гродно выглядел совершенно иначе. Ожесточенные бои шли на центральных улицах города, внушая жителям страх и одновременно надежду на скорую победу. Гитлеровцы оказались не готовы к стремительному наступлению советских войск, успев лишь заминировать часть зданий и мосты. Но долгая оккупация и нежелание противника сдавать позиции привели к тому, что после освобождения из более чем 60 тысяч жителей в Гродно осталось лишь треть. Почти 40 процентов зданий было разрушено.
Жители Гродно приветствуют своих освободителей. 16 июля 1944 года.
Долгожданный день
Председатель комиссии по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Гродненского областного совета ветеранов Александр Севенко готов поделиться интересными фактами:
— Немецкое командование придавало огромное значение удержанию Гродно, который был крупным узлом коммуникаций и одним из опорных пунктов обороны на подступах к Восточной Пруссии. К середине июля в окрестностях города была сосредоточена значительная группировка немецких войск общей численностью около шести дивизий.
Боевая задача по освобождению Гродно была возложена на войска 3-го и 2-го Белорусских фронтов, поскольку через город проходила разделительная линия между полосами их наступления. Из состава 3-го Белорусского фронта на Гродненском направлении наступали 3-й гвардейский кавалерийский корпус и 31-я армия. Их поддерживали частью своих сил 1-я и 4-я воздушные армии. Освобождение города стало составной частью Белостокской операции.
— Поздно вечером 15 июля части 6-й гвардейской кавалерийской дивизии 3-го гвардейского кавалерийского корпуса, прорвав оборону противника на северной окраине Гродно, завязали уличные бои в самом городе, — углубляется в историю Александр Викторович. — В них отличился сабельный эскадрон 23-го гвардейского кавалерийского полка этой дивизии под командованием гвардии капитана Николая Овчинникова. Он первым ворвался в город и одним из первых прорвался к его центру. Несколько часов эскадрон отбивал ожесточенные атаки, в результате которых гитлеровцы потеряли более 250 солдат и офицеров убитыми, но так и не выполнили своей задачи. При этом наши гвардейцы захватили три исправных орудия, шесть пулеметов и склад с вещевым имуществом, подготовленный к взрыву.
Против «Мертвой головы»
Задача советских солдат заключалась в том, чтобы наносить сокрушительные удары по группировкам немецких войск, не дать им опомниться и сосредоточить силы на направлении главного удара. Ожесточенные сражения происходили и на других направлениях.
Немцы организовали серьезную защиту линии Немана в районе Гродно. Эта река была последней крупной помехой для Красной армии перед немецкой территорией — провинцией Восточная Пруссия. На усиление защиты пехоте и полицейским частям немцы в район левобережной части Гродно бросили еще элитную танковую дивизию СС «Мертвая голова».
— Сильные бои развернулись у первой линии обороны города, — отмечает военный историк. — Она проходила по рубежу Станиславово — кирпичный завод — северная окраина города. Здесь были сосредоточены крупные силы немцев. В боях за Гродно на форте №1 в окружение попали два батальона 42-й стрелковой дивизии. Воины фактически повторили подвиг героев Брестской крепости. Во время кровопролитных боев с эсэсовцами большая часть красноармейцев погибла. Лейтенант Подгурский оставил посмертную записку: «Мы умираем, но не сдаемся. Отомстите за нас, товарищи».
Утром 16 июля была освобождена основная часть города, расположенная на правом берегу Немана. И только 24 июля после упорных боев и отражения мощного контрудара противника была полностью очищена от фашистов левобережная часть.
Это не передать словами…
Каким предстал освобожденный Гродно? Зрелище было печальным, несмотря на чудом уцелевшие храмы и старинные здания.
— На рассвете 16 июля сопротивление гитлеровцев было сломлено, — рассказывает Александр Севенко. — Остатки неприятеля отошли за Неман. Город был окутан дымом. Отступая, фашисты подожгли все, что успели. В центре города горели жилые дома и административные здания, на северо-восточной окраине — железнодорожный вокзал, депо, складские и другие станционные постройки. Большинство оставшихся в городе жителей во время боев скрывалось в подвалах и ямах. Наступление наших войск в городе было настолько стремительным, что захватчикам не удалось полностью осуществить свой людоедский план разрушения Гродно. В центре, как и на его окраинах, уцелело большинство строений. Правда, часть из них была заминирована.
Утром из подвалов и других укрытий начали выходить выжившие в период гитлеровской оккупации жители. На одной из гродненских улиц произошла волнующая встреча: солдат-пехотинец Сурин, до войны проживавший в Гродно, нашел свою чудом уцелевшую семью — жену и двоих детей.