Бессмертный полк Павла Мартынова
Жизнь очередного героя Бессмертного полка Павла Денисовича Мартынова с 1967 года связана с Островетчиной. Отдельной строкой в биографии ветерана вписана работа в редакции районной газеты.
Рассказать о герое, прошедшем войну, и о его мирной жизни согласился его сын Владимир Павлович Мартынов.
Беспризорное детство
8 сентября 1924 года в селе Большие Можары под Рязанью в семье Дениса и Лукерии Мартыновых родился сын Павел. Но в семье мальчик прожил недолго: отец уехал в Москву и возглавил крупное предприятие, мать переехала в другой населенный пункт. А Павел остался на воспитании у дяди.
Шло время. Мальчишка пошел в школу – учился хорошо, но любил пошалить. Родительского контроля не было – и можно было делать, что хочется. Не раз ему перепадало от соседей за отрясенные яблони и груши и другие проделки.
– Отец часто говорил, что он рос беспризорником. Его довоенная жизнь не была легкой и сытой, – рассказывает Владимир Павлович. – В юности он работал в колхозе в молодежной бригаде: пахал и сеял. Иногда и до войны приходилось голодать. А когда она началась, отец попросился на фронт. Думал, там будет проще, ведь в то время все было для фронта и Победы.
Военная юность
Осенью 1941 года Павел попал в Саранское военное пехотное училище. Через полгода младшего лейтенанта, командира пулеметного взвода направили на фронт. Начались суровые военные будни.
– Отец не любил рассказывать о войне. Человеку ведь свойственно вспоминать хорошее. Не любил он и военные фильмы – показать в них весь ужас, боль и потери было невозможно…
И только 9 Мая, который для Павла Денисовича был самым великим и светлым праздником, он позволял себе вспомнить о войне и о своих товарищах: как солдаты и офицеры постарше оберегали младших сослуживцев, как после освобождения деревень и городов знакомились с местными девушками, как однажды снаряд летел ему в спину, но не разорвался, как получал боевые награды…
– На войне – как на войне: кровь, грязь, смерть… В обороне было легче, в наступлении – сложнее: спали и ели на ходу, бежали, спешили, два-три боя – и госпиталь… – вспоминает рассказы отца сын ветерана. – Отец рассказывал, как их дивизия брала Витебск – они дали слово Рокоссовскому, что возьмут… Слово сдержали, но из целой дивизии осталась одна рота… Сколько полегло на полях сражений, а сколько умерло в госпиталях…
Павел Денисович дослужился до командира пулеметной роты, дважды был ранен… В Беларуси во время операции «Багратион» в 1944-ом его тяжело ранило в правую ногу и контузило.
Старший лейтенант попал в военный госпиталь в Ташкенте. Профессор-хирург предлагал ампутировать перебитую ногу, но Мартынов воспротивился. Врач рискнул: нарастил хрящ, срастив две берцовые кости, – и спас ногу.
– Такую же операцию в 1967 году в Советском Союзе сделали Валерию Брумелю – победителю Олимпийских игр и чемпиону мира по прыжкам в высоту, – рассказывает сын ветерана. – А отцу спасли ногу двадцатью годами ранее.
Пропагандист
Только в 1946 году вернулся 22-летний офицер на родину – в Большие Можары. Здесь он и встретил свою будущую жену Зину, которая вместе с семьей была эвакуирована из-под Ленинграда.
– У мамы тоже была нелегкая судьба. Когда она родилась, окрестили Зиной, а регистрировать ее поехал сосед – и записал Марией. Никто не обратил внимания на запись в свидетельстве. И в школе, и в училище мама проходила как Зина. Только когда «зеленые» паспорта меняли на «красные», понадобилось свидетельство о рождении, которое потерялось в военные годы. Начали делать запросы – а в них фигурировало имя Мария.
– Немало трудностей довелось пережить маме во время войны, – продолжает Владимир Павлович. – В семье было шестеро детей. После войны в живых осталось трое. Одна из них, мамина сестра Катя, после окончания юридического института отправилась в Беларусь. За ней, продав дом и хозяйство, оставив работу, в 1949 году переехали и мои родители.
Слоним, Любча, Минск, Зельва, Сморгонь… В 1967 году Павел Денисович попал в Островец – и остался здесь до конца жизни.
– Отец начинал с должности секретаря райкома комсомола – еще до 1951 года они уничтожали банды, которые не давали спокойно жить мирному населению. Затем окончил высшую партийную школу в Минске – и стал заведующим отделом пропаганды райкома партии в Зельве. Потом перешел в райком в Сморгони, а затем – в Островец. С Островецкого райкома партии в 1984 году он и вышел на пенсию.
Редакционные будни
Но сидеть дома Павел Денисович Мартынов не стал – пришел работать в редакцию корреспондентом-организатором местного радиовещания.
– Было видно, что эта работа отцу по душе, – вспоминает Владимир Павлович. – Он был хорошим идеологом и психологом и легко находил общий язык с людьми. Много ездил по району, встречался с людьми – продолжал вести активную жизнь. Я помню его магнитофон и то, как дома он прослушивал записи и «ложил» их на бумагу.
Около пяти лет Павел Денисович выпускал островецкое радио, которое, кстати, в то время было одним из самых популярных средств массовой информации: радиоточка была в каждом доме.
– Однажды я поинтересовался процессом выпуска радиопрограмм, и отец пригласил меня в радиорубку, – продолжает Владимир Павлович. – Радиокабинет в то время размещался в здании почты на третьем этаже. Радио выходило 2 раза в неделю утром по 15 минут. Отец говорил чисто и кратко: новостной блок, затем небольшие интервью с работниками колхозов и предприятий. Не было музыкальных поздравлений. Но о программах радио все отзывались хорошо.
Не раз во время нашего разговора Владимир Павлович сетовал, что в семейном архиве почти не осталось фотографий – многое отдали в райисполком, библиотеку, школу, другие организации. Но память об отце живет в воспоминаниях, его орденах и медалях – они аккуратно сложены в коробочку в самодельном кисете, подаренном Павлу Денисовичу в 1994 году в честь 50-летия освобождения Беларуси, с табаком и гильзой, которая хранит благодарность защитнику Родины от потомков.