«ТО МИНА ВЗОРВЕТСЯ, ТО ПУЛЯ ПРОСВИСТИТ… НО НЕ МОЯ»

Ветеран-афганец поделился воспоминаниями о «той» войне

В Афганистан Анатолий Петрович Щёкотов попал в 1981 году. К тому времени он был уже не солдатом-срочником, как многие, а подготовленным военнослужащим. Будущую профессию выбрал еще в школе. В 1977 году окончил Омское высшее общекомандное училище (сам он родом из России). После учебы несколько месяцев проходил службу в Прибалтийском военном округе. А в ноябре 1981-го его отправили в Афганистан, или, как тогда говорили, «за речку». Эту новость Анатолий Петрович воспринял спокойно и без особого удивления. Приказы не обсуждаются.

…Когда старший лейтенант Щёкотов прибыл в Афганистан, там уже вовсю шли боевые действия. Часть располагалась в округе Баграма. Анатолия назначили командиром гранатометного взвода. В подчинении – двадцать два человека. Все – молодые ребята, по 18 лет. Да и самому ненамного больше – 22 только. И какая большая ответственность за каждого бойца!

«У нас был многонациональный взвод – узбеки, грузины, таджики, башкиры, дагестанцы, украинцы, белорусы… Все мы жили дружной семьей. На войне держались вместе, помогали чем могли, не раз вытаскивали из-под обстрелов друг друга, выносили с минного поля, – рассказывает Анатолий Щёкотов и после паузы продолжает: – И товарищей теряли – то солдат погибнет, то офицер… И слезы у нас на глазах были, и переживали сильно. Жалко ребят, обидно за них…»

Страшно ли было? Мужчина говорит «да». То мина взорвется, то снайпер выстрелит, и пуля рядом просвистит. «Не моя», – каждый раз выдыхал Щёкотов.

На протяжении всей беседы взгляд Анатолия Петровича менялся, становясь напряженным, было заметно, как трудно ему вспоминать страшные дни войны. Каждый, кто прошел через афганскую войну, хранит в своей памяти многие моменты. Мой собеседник вспоминает изматывающую, изнуряющую жару, когда БТР так нагревался, что в него трудно было сесть. И афганских детей, которые прибегут к ним и кричат: «Шурави, шурави» (так называли советских солдат). А те каждый раз давали маленьким гостям что-то из своих вещей.

Как правило, в Афганистане служили по два года. Анатолий Петрович пробыл там дольше срока – не было замены. В 84-м он и еще трое ребят попали в засаду – под обстрел душманов.

«Мы тоже отстреливались. Но думал, всё уже, это конец, – признается мужчина. – Но нет. Получил тяжелое ранение. Помню, везут нас тяжело раненых в госпиталь, а мы песни поем…»

Целый год Анатолий Петрович провел в госпитале. А потом продолжил военную карьеру.

«Мечтал служить в Беларуси, особенно в Лиде. Командование свое об этом просил, – рассказывает мужчина. – В госпитале познакомился с лидчанином, тоже афганцем – Валерием Курдюковым. Сдружились сильно. А еще – ну так тепло и красиво он о своей родине рассказывал…»

Работать Щёкотова направили в Лидский военкомат. Приехал один, а позже перевез и семью – жену и сына. В 2000-м вышел на пенсию и активно включился в общественную жизнь ветеранских организаций. Вот и сейчас он член Совета ветеранов войны. Имеет орден Красной Звезды и множество других правительственных наград.

30 лет прошло с тех пор, как закончилась та война. Афганцы не любят вспоминать о ней, потому что любая война — это осколок в сердце, который человек носит всю свою жизнь. Но самое ценное, что осталось после нее, – это афганское братство. И это не просто слова.

«Мы постоянно поддерживаем связь, встречаемся, созваниваемся. Но беседуем больше про настоящее, прошлое стараемся не вспоминать. Помогаем семьям погибших воинов-интернационалистов – девять лидчан не вернулись из Афгана, – отмечает Анатолий Щёкотов и завершает беседу словами:  «Хочется, чтобы не было больше войны. Нигде и никогда».

Коллектив редакции газеты «ПВ»  поздравляет всех воинов-интернационалистов, проживающих на Лидчине, – это порядка 350 человек! Желаем вам крепкого здоровья, семейного благополучия, добра и мира!

Лидская газета «Принёманские вести» от 14 февраля 2019 год № 7.

Корреспондент газеты –  Татьяна Дудич.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website