За колючей проволокой. Рассказываем о судьбе узницы Ольги Флоровны Жук
11 апреля во многих странах мира отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Он установлен в память об интернациональном восстании в самом крупном концентрационном лагере гитлеровской Германии — Бухенвальде. В этот день в 1945 году узники захватили концлагерь и удерживали его до прихода союзных войск.
Всего на территории фашистской Германии, стран-союзниц нацистского режима и оккупированных ими государств действовало более 14 тысяч концлагерей. И это — не считая еврейских гетто, тюрем и прочих мест принудительного содержания. Что касается нашей страны, то на оккупированной территории БССР было создано более 260 концентрационных лагерей. Крупнейшим из них был Тростенец, где, по официальным данным, погибло более 206 тысяч человек. Концлагерь (а затем и гетто) в годы Великой Отечественной войны существовал и в нашем городе. Располагался он между улицами Жолудева и Красноармейская в районе нынешнего завода «ВолМет». Останки погибших в нем военнопленных и мирных жителей покоятся в братской могиле по улице Медведева.
Сегодня в нашем районе проживают 28 человек, познавших ужасы фашистских концлагерей: два бывших взрослых узника и 26 малолетних узников. А еще, скажем, 12 лет назад, в 2011-м, их было 191.
Время неумолимо бежит вперед и стирает из памяти многие моменты нашей жизни. Но забывать события Великой Отечественной войны, конечно же, нельзя. Особенно в нынешнее непростое время, где снова всплывают такие страшные слова, как нацизм и фашизм. Член Белорусского союза офицеров и давний соратник волковысских воинов-интернационалистов Леонид Прудников — один из тех, кто кропотливо, год за годом, собирал информацию о людях, которые знают об ужасах войны не понаслышке. Он встречался с бывшими несовершеннолетними и взрослыми узниками нацизма, их родными, чтобы они рассказали о своих семьях и пережитом в годы Великой Отечественной войны. Всю информацию, в том числе добытую из различных архивов, он поместил в книгу «Детство и юность в войне». Сегодня она будет презентована широкому кругу читателей в Волковысском военно-историческом музее им. П. И. Багратиона.
Именно из этой книги мы узнали о судьбе узницы Ольги Флоровны Жук. Воспоминания были записаны со слов племянницы Татьяны Николаевны Шлык.
«Родилась тетя в 1926 году в деревне Севашки нынешнего Подоросского сельского совета в семье крестьян. Отца звали Флор Петрович, а маму Татьяна Александровна. Семья была большая. К сожалению, из восьми детей выжило четыре: тетя Ольга, моя мама Мария (по мужу Соколовская), дядя Александр, тетя Клавдия (по мужу Налбат). Все сестры и брат тети похоронены на кладбище возле деревни Севашки.
Со слов тети знаю, что в 1941 году территория была оккупирована немецкими войсками. В районе деревни Севашки находились партизаны. И вот однажды к отцу тети они обратились с просьбой, чтобы он дал в проводники дочь. Необходимо было провести группу партизан по местным лесам к железной дороге Волковыск — Зельва. Флор Петрович, переживая, поставил условие не обижать дочь.
Так началась для тети Оли жизнь в роли связной партизанского отряда. Но местный полицай Давыдко сдал семью немецким властям. 15-летней девочке надели наручники. Флор Петрович в эти трудные минуты дал дочери наказ: «Помирать, так с музыкой. Никого не выдавай!».
Ольга была отправлена в концлагерь Метгетен (Metgethen) в районе Кенигсберга. Там увидела такие ужасы, что я удивляюсь, как она все перенесла. Жила за колючей проволокой под открытым небом, только в зимний период загоняли в вырытые землянки-погреба. «Ходили» под себя, а если встанешь — раздавалась автоматная очередь. В сутки давали кусочек хлеба и стакан воды. Через забор могли кинуть что-нибудь из отходов съедобное. Особенно жестокими были охранницы-немки. Они давали волю рукам и избивали узников дубинками. Пришлось тете видеть, как после допросов расстреливали узников, а самое страшное, когда на глазах у матерей убивали их детей.
В 1944 году после освобождения советскими войсками тетя приняла участие в перегоне скота с территории Германии в Калугу. Двигались на повозках, ухаживая за животными. Вспоминала, как тяжело было форсировать реку Одер. Ведь гибли не только животные, но и люди. Только в 1945 году тетя вернулась домой, но отца не застала в живых. В ссоре с зажиточным соседом за надел земли он был жестоко избит и вскоре скончался от побоев.
Дети работали на своей земле, помогая матери: сестра Мария за плугом, а остальные — сеяли, садили картошку. Про учебу не думали. Надо было выживать и прокормить семью.
После организации колхоза «Ударник» тетя устроилась работать на ферму дояркой в деревне Севашки. После объединения колхозов трудилась до пенсии в колхозе «За Родину». Была признана «Ветераном труда», награждалась грамотами, орденом «Знак почета», юбилейной медалью «За доблестный труд». В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина, была в победителях социалистических соревнований. Не забывают ее и общественные ветеранские организации, вручая поздравительные открытки, юбилейные медали к Дню Победы.
Тетя долгое время проживала в своем доме в Севашках. После смерти моего папы в 1997 году стала жить с сестрой Марией (у моей мамы). Но в 2012 году Мария умерла. Ольга осталась одна, и мы ее забрали к себе в деревню Изабелин. Сейчас ей 96 лет. Хочется пожелать тете крепкого здоровья и встретить 100-летний юбилей».
https://volkovysknews.by/