Счастье, длиною в полвека. Василий Варфоломеевич и Евгения Иосифовна Бородиновские словно вернулись на полвека назад и снова сыграли свадьбу
Красивые, нарядные, трепетные с выразительными одухотворенными лицами, они вместе с родными, близкими и друзьями пережили волнующие мгновения начала своей супружеской жизни, которые им подарили работники отдела ЗАГС. И вновь все повторилось. Обмен обручальными кольцами, головокружительный вальс, трепетный поцелуй… И впереди — годы счастливой совместной жизни.
Василий
Интеллигентный, надежный, спокойный, добрый, мужественный… Такое впечатление производит Василий Варфоломеевич Бородиновский сразу после нескольких слов беседы. А узнав его в процессе разговора лучше, понимаешь, что он был таким всегда. И понимаешь, почему.
Василий родился в начале 1942 года шестым ребенком в семье Варфоломея и Евдокии Бородиновских в поселке Улла на Витебщине. Считается, что его родители — пример той самой, большой любви, благодаря которой продолжился их род.
— Однажды, когда папы еще не было на свете, загорелся дом, где жила семья бабушки и дедушки. Варфоломей бросился вперед, чтобы открыть двери для членов семьи, а Евдокия, шестым чувством почуяв опасность для любимого, схватила его за руку со словами «забери детей». Сделав несколько шагов к ней, он увидел, что упавшая дверная балка лишила бы его жизни. А так все выбрались живыми и здоровыми, — рассказала внучка Варфоломея и Евдокии Оксана.
Она по праву гордится предками, часто рассказывая другим истории из их жизни. Дедушка Варфоломей, который погиб во время Великой Отечественной войны, для Оксаны идеал мужчины, второй по значимости после ее отца. Он был партизаном, который потом ушел на фронт. А Евдокия всю жизнь ждала мужа, будучи верна ему до самой смерти. Хотя к статной и красивой женщине не раз сватались мужчины. Много лет она с детьми, а потом и с их семьями искала могилу Варфоломея. Можно сказать, по всему миру. А оказалось, недалеко от дома он лежал. Похоронен был в братской могиле. Очень обрадовались потомки погибшего, что могут навещать деда и прадеда, носить на его могилу цветы.
История любви старших Бородиновских и правда примечательна. Евдокия — дочь зажиточных родителей, Варфоломей — наемный рабочий на их деревообрабатывающем предприятии. Девушка, принося обед отцу на работу, заприметила парня, полюбила его. Он ответил взаимностью. Не хотели родители выдавать дочку за бедняка, другой кавалер для нее был у них на примете. И настал тот день, когда сосватал ее нелюбимый, когда и свадьбу уже назначили. Она же, понимая, что не может жить без Варфоломея, согласилась бежать с ним на отдаленный хутор, к родне с одной котомкой в руках. Там они поженились, там их первенец родился. Тогда родич, который их приютил, пошел к родителям Евдокии с рассказом о том, что такая любовь бывает редко, что это дар Божий, который надо беречь. И приняли родители молодую семью. А дедушка им золотой рубль подарил на строительство нового дома. Спустя какое-то время дом был построен, широкий, просторный, на два конца. Одну часть дома вдова партизана и солдата сдавала, благодаря чему многодетная семья имела дополнительный доход. Но экономить приходилось на всем. Вася рос хорошим мальчиком: помогал во всем маме, был охоч до учебы, с детства был настоящим добытчиком. Однажды тем самым едва не довел Евдокию до «разрыва сердца». Пошел рыбу удить. Разделся, чтобы не намочить одежду и обувь, сложил все ровненько и пошел вдоль реки с ведерком и удочкой. Нашел место с наилучшим клевом. Сидит и удит рыбку. В это время его одежду мальчишки обнаружили, подумали, что Вася утонул. К маме его побежали. Бедная Евдокия потеряла сознание от жуткого известия. Хорошо, что в скором времени Василий с уловом подошел…
К знаниям мальчишку тянуло с малых лет. В первый класс он пошел в шесть, хотя был зачислен официально лишь в начале следующего года, когда семь исполнилось. Окончив школу, поступил в Витебский техникум электросвязи. Он бы и в институт сразу поступил, но хотел поскорее приобрести специальность, чтобы работать и помогать материально маме. Был распределен в Калугу, оттуда был призван в армию. После службы поступил в Московский институт связи.
— Не знаю почему, но работать я приехал в д. Индура Гродненской области. Никто мне это место не советовал. Просто услышал, что и там нужен специалист моего профиля. Работа нравилась. Это был 1968 год. В связи с Чехословацкими событиями служил в горячей точке. Недолго, но и этого хватило, чтобы понять весь ужас войны. Вернулся назад. А через пару лет встретил свою судьбу. Ее, Женечку, встретил, — лаконично рассказал о своей взрослой жизни Василий Варфоломеевич. И стало ясно, почему судьба привела его именно в этот небольшой поселок Гроднеской области.
Евгения
Привлекательная, харизматичная, аккуратная, искренняя, ответственная… Так можно охарактеризовать Евгению Иосифовну после нескольких минут знакомства. А позже понимаешь, насколько это замечательная женщина. И становится объяснимым факт пятидесяти совместно прожитых с мужем лет без единой ссоры.
Евгения Иосифовна родилась в середине 1953 года в одной из деревень Щучинского района. Ее бабушка и дедушка (Любовь и Антон Бобрицкие) жили в местечке под названием Бобра и были самой зажиточной семьей в округе. Оба отличались острым интересом к жизни, любознательностью, доброжелательностью к людям. Бабушка окончила гимназию, была умной и разносторонней женщиной. Ее любили все деревенские женщины-крестьянки, так как она жила их проблемами и заботами. Учила женщин и их детей читать и писать, а их мужей и считать в придачу. Помогала разрешать земельные и имущественные вопросы, поддерживала словом, делом, а зачастую и рублем. О том, насколько семья Бобрицких пользовалась любовью и уважением жителей тех мест, говорит один из известных в тех краях до сих пор фактов.
— Когда семью дедушки и бабушки после раскулачивания отправляли в Сибирь, то вся деревня вышла на улицу в знак протеста. Они шли за обозом и кричали, что не оставят Любу и Антона, пусть или их отпускают, или всех забирают. Так и отпустили Бобрицких, хотя все имущество конфисковали. Но тут уж односельчане пришли на выручку. А потом дедушка и бабушка снова встали на ноги, — рассказала Евгения Иосифовна.
Ее мама, Александра Антоновна Стасюкевич, была знатной портнихой. Работая во время войны в подпольном ателье, она помогала советским солдатам. И с партизанами не раз на связь выходила. Но дифирамбов в свой адрес за это не любила. Многие тогда так жили, боролись с врагом, говорила она, не для наград это делала, это был ее небольшой вклад в общую победу над фашистами. Замуж Александра вышла по любви, семья у нее была счастливой. Ее дочь, наша золотая юбилярша, Евгения Бородиновская (в девичестве Стасюкевич) — одна из троих детей. Мечта стать врачом привела девушку в Желудокское медучилище. А судьба предначертала ей отработку после учебы в деревне Индура медсестрой-воспитателем местного детского сада. Жилье, выделенное девушке как молодому специалисту, находилось рядом с квартирой Василия Варфоломеевича Бородиновского.
Бородиновские
Счастливая, гармоничная, любящая, дружная, идеальная… Так можно охарактеризовать семейную пару Василия и Евгении Бородиновских. Женечка. Васечка. Практически сразу после знакомства они стали называть наедине друг друга именно так. И до сих пор так называют. Евгения Иосифовна удивилась, когда во время интервью муж сказал, что иногда, очень редко, он мысленно называл ее Евгения. Удивилась и улыбнулась.
Итак, пятьдесят один год назад Василий Бородиновский и Евгения Стасюкевич волею судьбы стали соседями. Взаимное уважение возникло в первый же день их знакомства.
— Я подумал, какая приятная девушка эта Женечка, — сказал Василий Варфоломеевич.
— Я подумала, что есть на свете настоящие мужчины, — сказала Евгения Иосифовна.
Чуть позже уважение переросло в крепкую дружбу, когда они вместе разгадывали кроссворды, которых было много в квартире Василия. Когда он помогал ей справиться с непослушным дверным ключом, с отвалившейся с одной стороны книжной полкой… Когда она приглашала его на ужин, чтобы накормить вкусной домашней едой, или советовала, как переставить мебель, чтобы было красиво…
О любви тогда речи не шло, потому что у каждого были свои планы на дальнейшую жизнь. Она хотела поступать в Гродненский медицинский университет, стать врачом. Он тоже подумывал о дальнейшем образовании.
— Однажды вечером мы смотрели фильм. Неожиданно Васечка поцеловал меня в щеку. И сразу пришло осознание, что мои чувства к нему не просто дружеские. Это была моя первая любовь, — вспомнила Евгения Иосифовна. То, что она знала и слышала о своем избраннике от других, лишь убеждало ее в правильности выбора. Однажды взрослая замужняя подруга, проживающая в одной с ней квартире, сказала:
— Не крути носом, таких парней раз-два и обчелся.
— Да не кручу я. Люблю его. С радостью замуж за него выйду, если предложит, — в сердцах ответила на это Женечка.
Они подолгу сидели на скамейке в скверике около дома, и говорили, говорили, говорили. Им было очень интересно друг с другом. Они одинаково видели мир, у них было похожее отношение к жизни, критерии оценки людей, явлений, событий совпадали. Предложение быть его женой Василий сделал любимой на той самой скамейке теплым летним вечером. Слова его звучали просто, но искренне. Она согласилась сразу. День свадьбы был назначен на 24 ноября. Это был 1973 год.
До сих пор в семье хранится лист, пожелтевший от времени, где они впервые вместе написали список необходимых для вновь созданной семьи приобретений: четыре стула, две люстры, холодильник и т.д.
— С первого дня совместной жизни мы все вопросы решали вместе. Ставили цель, достигали ее. Потом ставили другую. И теперь так.
В Волковыск семья Бородиновских переехала в 1980 году, когда в нашем городе открылся один из объектов электросвязи (ЛЭП), обеспечивавших контакты с зарубежными странами. Василию Варфроломеевичу доверили руководить этой организацией во время проведения Олимпиады-1980. На этом месте в этой должности он проработал до пенсии. В его трудовой книжке 73 благодарности!!! Это рекордное число отмеченных трудовых заслуг в нашем районе. Его супругу Евгению Иосифовну знают как замечательную медсестру районной детской поликлиники. Родители маленьких пациентов подчеркивали, что порой лишь ей одной удавалось уговорить ребенка сделать ту или иную процедуру для его здоровья, справиться с детской «боязнью белого халата».
Особая гордость Бородиновских — их дочери. Аленушка и Оксанушка. До сих пор родители называют так их, уже взрослых. Елена, старшая — юрист по образованию. Кроме общего юридического образования, она окончила Московский социальный университет по специальности «юрист-цивилист». В арсенале высшего образования старшей дочери Бородиновских присутствует «Высшая школа экономики» (Москва). Живет и работает Елена в столице России. Замуж так и не вышла. Не получилось пока встретить мужчину, хотя бы отдаленно напоминающего отца.
Младшая, Оксана — искусствовед с многочисленными регалиями. Она известна как в Беларуси, так и в других странах. Например, во Франции, где проживает сейчас. В один из дней рождения отца, 14 января, она подарила родителям внука, названного Владимиром. Об этой привлекательной и необычайно талантливой женщине читайте в одном из ближайших номеров нашей газеты.
***
Прожить вместе пятьдесят лет дано не каждой супружеской паре. А ощущать полную гармонию, чувствовать яркие эмоции, сохранять безоговорочную любовь и верность все эти годы способны и вовсе немногие. Именно к таким относится семейная пара Бородиновских. Именно им судьба решила подарить вечную любовь. Они же этот великий дар смогли сберечь в первозданном виде. Необыкновенная нежность и трепетность сквозит во взгляде мужа на жену. Искреннее уважение и преданность — в ответном взгляде. Как и в ту далекую позднюю осень 1973 года, когда они вместе со свидетельством о вступлении в брак получили многие годы абсолютного счастья.
— Как не хватает кислорода, как без хлеба долго нельзя прожить, так и я без него не могу ни жить, ни дышать, ни чувствовать, — сказала Евгения Иосифовна.
— А я без нее, — в унисон промолвил ее муж.
Фото: Игоря ВАРЧИКА
Источник: Газета»Наш час», https://volkovysknews.by