В этом году исполняется 50 лет с начала строительства одной из крупнейших железных дорог мира – Байкало-Амурской магистрали
Работа на БАМе была не только испытанием на выносливость, но и особым трудовым романом. Легендарная стройка привлекала миллионы людей, среди которых были и тысячи белорусов.
Юбилей Байкало-Амурской магистрали помог нам, сотрудникам «Лідскай газеты», познакомиться с интересным человеком – Казимиром Антоновичем Вороновичем. Детство и юность его прошли в Лиде, дважды проходил службу на БАМе, служил в железнодорожных войсках по всему Советскому Союзу и прошел долгий трудовой путь на железной дороге. Сейчас живет в Москве, но не порывает связи со своей малой родиной.
– В Лиде я жил на ул. Свердлова, учился в СШ №5. Прекрасно помню свою первую учительницу Марию Яковлевну Иванову, – рассказывает Казимир Антонович. – Далее учился в школе рабочей молодежи №2 и параллельно работал на заводе «Лидсельмаш» слесарем-сборщиком. С благодарностью вспоминаю мастера цеха Новицкого и начальника цеха Ревяшко. Оттуда ушел в армию, после чего поступил в Ленинградское ордена Ленина Краснознаменное командное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе. Впоследствии закончил Военную академию тыла и транспорта. По окончании училища был направлен в Уральский военный округ. Воинская часть, куда я прибыл, занималась строительством железной дороги г. Ивдель – Обь. Так начиналась моя офицерская служба.
С Северного Урала Казимир Воронович был переведен по службе в Забайкалье на строительство железной дороги Харанор – Приаргунск, далее в Читу, Свердловск, а оттуда – на БАМ. После – в Москву и опять на БАМ. Завершал службу уже в Смоленске, откуда и вышел на заслуженный отдых.
Одной из самых ярких страниц в его биографии стал БАМ.
В первый приезд воины-железнодорожники строили дорогу на восточном участке – от Тынды до г. Комсомольска-на-Амуре (в то время как гражданские прокладывали дорогу на западном участке от Усть-Кута до Тынды). Представьте: тайга, зимой – снег, сорокаградусный мороз, весной – бездорожье, летом – жара, облепляет мошкара. Сначала отсыпали временную автомобильную дорогу, по которой доставлялся личный состав, техника, грузы. Также использовались и вертолеты. Разбивали в тайге лагеря, жили в палатках, топили печки-буржуйки. Сами пекли хлеб. Тем временем семьи оставались жить в местах постоянной дислокации, – говорит Казимир Антонович. – Конечно, было непросто, а порой и тяжело. И все же трудности не пугали. Придавало силы и понимание большой ответственности за участие во всесоюзной стройке века.
«Труд бамовцев высоко ценился всегда, – вспоминает собеседник. – Отличившихся в труде награждали медалью «За строительство БАМа» от имени Президиума Верховного Совета СССР, другими государственными и ведомственными наградами. Зарплата была выше в полтора раза, чем обычная. Можно было записываться на очередь на машину – за 3 года отчислений она была выплачена. Можешь забирать и куда скажешь, ее доставят. К строителям БАМа было поистине народное уважение. Оглядываясь на свой трудовой путь, я доволен тем, что сделал. И рад, что БАМ (а это поистине воплощение величия человеческого труда) был в моей судьбе».
Железная дорога стала неотъемлемой частью жизни Казимира Антоновича еще с детства.
Отец был путевым обходчиком, и я часто ходил с ним в вечерние обходы, – рассказывает он. – Хотя с детства мечтал стать офицером. По улице Свердлова часто проходила военная техника на учения и с них. Я смотрел на военных и очень хотел быть, как они, носить форму. Мечта сбылась: я всю жизнь носил форму – военную и железнодорожную.
После выхода на заслуженный отдых Казимир Воронович продолжил трудиться на железной дороге на различных предприятиях Министерства путей сообщения (ныне – ОАО РЖД), Московской железной дороги, после уехал на Северо-Кавказскую железную дорогу, а оттуда – опять в Москву, на работу в Центральную дирекцию по ремонту пути. Создал там музей и был одним из соавторов книги «Путевые машинные станции: история становления и развитие». Полностью ушел на заслуженный отдых только в возрасте 72 лет.
За продолжительный период военной службы и трудового пути имеет множество наград. За военные и трудовые заслуги награжден двумя орденами («За службу Родине в Вооруженных силах СССР» II и III степени) и 15 медалями, в числе которых и медали за строительство БАМа. Одна из значимых – нагрудный знак «Почетный железнодорожник».
По случаю 50-летия БАМа Казимир Антонович вместе с супругой был приглашен в Кремлевский дворец на торжественное мероприятие.
С супругой Людмилой Афанасьевной (по профессии она врач) мы познакомились и поженились в Чите. Там же родились два наших сына. Один, как и я, стал железнодорожником, другой – юрист. У нас трое внуков, – делится Казимир Антонович. – Свою семью я неоднократно привозил на Родину, в Беларусь, и с большой теплотой рассказывал внукам о Лиде. С радостью отмечаю, что город Лида хорошеет, приобретает современный вид. По-моему, начало этому положила еще первый секретарь горкома партии Надежда Ивановна Попова. Сейчас все изменилось до неузнаваемости. Особенно радует, как преобразилась моя улица Свердлова, – стала четырехполосной дорогой с оборудованными подъездами к каждому дому. Я постоянно отслеживаю новости о жизни города через газету, родных и знакомых. В марте текущего года с большим интересом посетил с семьей Дни Гродненской области в павильоне Республики Беларусь на ВДНХ. Активное участие в них принимали и лидчане: к примеру, народно-вокальная группа «Талисман» Дворца культуры г. Лиды (руководитель – Денис Воронович). Вызывает гордость и недавнее грандиозное событие – завершение строительства нового путепровода по ул. Красноармейской.
Казимир Антонович признался, что был немало и приятно удивлен, когда узнал, что в Лиде установлен памятник в виде паровоза в честь воинов-железнодорожников, принимавших участие в освобождении города от немецко-фашистских захватчиков.
Кстати, у себя дома он собрал небольшой музей, в котором много предметов по железнодорожной тематике и белорусскому быту: от макета поезда до мукомольной мельницы, сечкарни, старинных саней, телег, прялок и маслобоек.
Своим землякам и коллегам-железнодорожникам, а также строителям БАМа передаю поздравления с Днем железнодорожника и искренние пожелания здоровья, бодрости и добра, быть в строю и никогда не забывать о прожитом и сделанном, – сказал Казимир Воронович.
Текст и фото: Ольга Яхонтова, «Лидская газета», https://lidanews.by/