Стояла рядом с Хрущевым и Брежневым. Рассказываем о Героине Социалистического Труда из Гродно Марии Абабковой
В разные годы на Гродненщине жили и работали 59 Героев Социалистического Труда, награжденных за самоотверженный труд орденом Ленина и золотой медалью «Серп и молот». Сегодня, увы, список с их фамилиями короткий и этим людям далеко за 80.
В Гродно живет бывшая прядильщица Гродненского тонкосуконного комбината Мария Александровна Абабкова, которой присвоено это высокое звание.
О ней сегодня наш рассказ. Кстати, 1 декабря героине исполнилось 89 лет.
Москва. Кремль…
В семье Абабковых более шести десятилетий хранят майский выпуск газеты «Правда» 1960 года и отдельное фото, сделанное в это же время в Георгиевском зале Кремля. Хрупкая гродненская прядильщица рядом с Никитой Хрущевым, Леонидом Брежневым, Алексеем Косыгиным, Анастасом Микояном, Екатериной Фурцевой. Такое даже не снилось девушке, выросшей в деревне Сухмени под Гродно в крестьянской многодетной семье.
А вот о профессии прядильщицы мечтала с юных лет. Она и сегодня хорошо помнит, что чувствовала, впервые побывав на тонкосуконном комбинате. В тот день группа сельских школьников вступила в комсомол и прямо из райкома их повезли на экскурсию на предприятие. В душу юной Марии Чекель запал гул и специфический запах в огромных светлых цехах, запомнились снующие у станков сосредоточенные работницы в косыночках. Хотелось так же уверенно управляться с бесконечным потоком струящейся свежеспряденной нити.
Ей было 17, когда впервые пришла в отдел кадров предприятия. Ходить пришлось неделями, и всякий раз ей отказывали. Потом упрямой девушке предложили место разнорабочей на складе топлива. Вместо светлого цеха ее ждала угольная пыль столбом, в руки дали лопату с шершавым черенком. Она никому не жаловалась, как непросто управляться на складе, где пыль застилала глаза, не показывала мозоли на руках. Просто изо дня в день добросовестно делала свою работу. Вскоре Марии предложили стать ученицей чесальщицы. Она быстро освоила новую профессию, выполняла доведенные задания, но душа тянулась к прядильному производству. Между сменами она заходила туда, наблюдала за работой прядильщиц, пробовала сама стать к станку.
И вот ее мечта сбылась! Другие девушки полгода постигали азы профессии, а она буквально через месяц попросила сдать на разряд. Выполняла задания на 120 – 150 процентов при высоком качестве продукции. Однажды на собрании Мария предложила девушкам-прядильщицам бороться за звание «коллектив коммунистического труда». Вскоре их бригада стала инициатором нового движения в городе, и уже через год коллективу было присвоено это почетное звание.
Мария Чекель окончила вечернюю среднюю школу, училась в текстильном техникуме в Минске. Коммунисты предприятия приняли ее в свои ряды, избрали в партбюро, ей доверяли различные партийные поручения. Девушка была членом фабричного комитета, профгруппоргом, редактором стенной газеты, активно участвовала в художественной самодеятельности предприятия.
В марте 1960-го она готовилась к защите диплома в техникуме, когда пришла правительственная телеграмма. Ее пригласили в Москву на 50-летний юбилей Международного женского дня.
Там Мария неожиданно для себя в газете «Правда» увидела свою фамилию в числе тех, кому присвоено звание Героя Социалистического труда. Возвращалась домой окрыленная: хотелось работать еще лучше, добиваться новых успехов. Вскоре ее назначили мастером смены прядильного производства. Это добавило ответственности, но и рос авторитет в коллективе. спустя годы ее единогласно избрали председателем фабричного комитета профсоюза.
На родном предприятии она отработала 38 лет с небольшими перерывами, когда пришлось следовать в дальние гарнизоны вместе с мужем офицером. Мария Александровна признается, что ей и сегодня снится комбинат. Особенно, если во сне болят руки и ноги. Чудится, что она снова перебирает пальцами тонкие ускользающие нити, бежит вдоль станков, чтобы успеть поймать обрыв… Очень сожалеет, что нет уже гродненского тонкосуконного, о котором знали в Советском Союзе. Все хорошее, что есть в ее жизни, связано с комбинатом. И даже ее настоящий полковник нашел Марию именно там.
Их сосватала «Комсомолка»
Лейтенант Абабков служил в Венгрии, возглавлял комитет комсомола воинской части. Однажды на первой странице «Комсомольской правды» увидел портрет прядильщицы из Гродно. Что-то в этом фото тронуло его душу. Тогда и возникла идея завязать переписку с комсомольской организацией предприятия, где работала Мария Чекель. Он писал письма в комитет комсомола комбината, рассказывал о службе, делился успехами и планами. Весь год писал Леонид и лично Марии. Почти ежедневно летели в Гродно увесистые конверты с исписанными тетрадками и на каждое письмо девушка отвечала.
Направляясь в отпуск к родителям в Ленинградскую область, лейтенант вышел на вокзале в Лиде, чтобы заехать в комитет комсомола тонкосуконного комбината и, конечно же, встретиться с Марией.
Вечером девушка мыла пол в родительском доме, когда к ней на улицу Суворова прибежала ее подруга и жена секретаря комсомольской организации комбината с неожиданным известием.
Мария Александровна с улыбкой вспоминает, с каким волнением собиралась на ту встречу: над пламенем керогаза грела гвоздь, накручивала волосы и нечаянно обожгла себе висок.
Та встреча была судьбоносной. Через неделю они поженились. Платье невесте сшили из белой ткани с люрексом, которую Леонид вез в подарок сестре, еще не предполагая, какое решение примет в Гродно. К его родителям ехали уже вместе и там еще раз отпраздновали создание молодой семьи. После отпуска муж уехал на службу, а она вернулась на комбинат.
Главная звездочка офицера Абабкова
Рассказывая о Герое Социалистического труда Марии Чекель, нельзя умолчать о ее второй половинке. 63 года они вместе, опора и поддержка друг другу. Леонид Петрович считает, что звездочки на его погонах зажигались благодаря тому, что всегда была рядом надежная верная супруга. Она создавала их семейный уют, ему не приходилось заботиться о бытовых вопросах. Понимает его с полуслова, с полувзгляда.
Леонид Петрович Абабков поистине уникальный человек. Потомок четырежды кавалера Георгиевского креста, он вырос в тех местах, где Александр Невский вышел победителем в кровавом побоище на Чудском озере. Это о нем военный корреспондент написал в далеком 1969 году в разгар военных действий в Чехословакии: «Раненый замкомбата не прятался за спины солдат, не покинул поле боя…». Тогда он даже заготовил прощальные письма жене и родителям, но остался жив.
Много сезонов замполит Абабков участвовал в уборке зерна в Красноярском крае и Ростовской области. Там подружился и много лет переписывался с писателем Михаилом Шолоховым.
Леонид Петрович – участник семи парадов на Красной площади в Москве. Он создатель четырех музеев воинской славы. Два десятилетия был бессменным председателем совета ветеранов 28-й армии. Десять лет руководил городским клубом участников войн, избирался в совет ветеранов Гродно. Награжден двумя орденами «Знак Почета», множеством медалей, грамот, благодарностей. Одна из них особенно ценна для Леонида Петровича. Она от Александра Лукашенко – за активную работу по сбору подписей за выдвижение его кандидатом в Президенты Республики Беларусь в 1994 году.
Леонид Абабков – автор нескольких книг. Он дважды снялся в кино у режиссера Михаила Пташука: в фильмах «Час пик» и «Я–Иван, ты–Абрам», отмеченном наградой на Каннском кинофестивале.
Источник: «Гродненская правда», https://grodnonews.by/news/zhizn/stoyala_ryadom_s_khrushchevym_i_brezhnevym_rasskazyvaem_o_geroine_sotsialisticheskogo_truda_iz_grodno_marii_abakovoy.html