20.02.2019.
Иван Счастный, Алексей Ролик, Иван Севрук, Иван Синица, Николай Деленковский, Анатолий Зеленковский, Владимир Кизевич, Федор Макарчук. Восемь скидельских комсомольцев-подпольщиков отдали свои жизни за то, чтобы продолжалась жизнь на их родной земле. В марте 44-го об их подвиге из статьи в «Комсомольской правде» узнала вся большая страна.
Память о них живет поныне, передаваясь из поколения в поколение. Все герои-подпольщики награждены орденом Отечественной войны II степени, их именами названы улицы в Скиделе.
В честь их подвига установлена стела на въезде в город и памятный обелиск в центральном сквере на месте гибели. Имя Ивана Счастного носят улица и электротехнический колледж в Гродно.
Улица Ивана Счастного в областном центре поднимается с берега Немана – от улицы Левонабережной – и присоединяется к оживленной городской магистрали – улице Победы. И в этом есть что-то символическое – в Победу над фашистами свято верили и внесли свою лепту Иван Счастный и его юные товарищи.
Именно на этой улице расположено одно из крупных гродненских предприятий – ОАО «Белкард». На таком производстве могли трудиться Иван и его друг Алексей Ролик, если бы война не разрушила их планы получить мирную профессию в ремесленном училище. По воспоминаниям старожилов, изначально улица называлась Белостокской, затем Суворова, а после войны была переименована в честь комсомольца-подпольщика. Эта тихая, немноголюдная городская артерия в то время была одной из самых значимых в левонабережной части Гродно в промышленном плане. В 1951 году на ней был построен ремонтно-подшипниковый завод – ныне ОАО «Белкард». Сегодня ОАО «Белкард» – крупнейший производитель компонентов для автомобилей всех типов и модификаций. Предприятие поставляет свою продукцию на конвейеры крупнейших производителей России, в том числе АО «АЗ УРАЛ», ПАО «КАМАЗ» и других предприятий, а также всем отечественным гигантам машиностроения – ОАО «МАЗ», «МТЗ», «БелАЗ», «Амкодор», «Гомсельмаш» и другим.
Молодая гвардия
Их имена на страницах «Комсомольской правды» появились 27 марта 1944 года в статье «За свой народ». Лаконичной была подпись автора – Клавдия Ч. И это было неспроста, ведь рассказывала о скидельских подпольщиках секретарь Скидельского подпольного райкома комсомола Клавдия Чичкова, находившаяся в глубоком немецком тылу.
Письмо с гродненской земли, передаваемое из рук в руки подпольщиками и партизанами, шло до Москвы почти семь месяцев. Клавдии Чичковой так и не удалось увидеть газету со своей статьей: за две недели до публикации она погибла в бою…
Война всех заставляет быстро взрослеть, перечеркивая напрочь прежнюю мирную жизнь. С первых дней немецкой оккупации на Скидельщине молодые ребята поняли, что установленный гитлеровцами «новый порядок» лишает их всякой надежды на будущее.
Ивану Счастному, одному из организаторов подпольной организации, пришлось не только распрощаться с Гродненским ремесленным училищем №8, где он учился. Буквально через две недели после начала войны страшная беда постучала в двери их семьи в деревне Черлена. Фашисты схватили его отца Андрея Фомича Счастного, учителя начальной школы. Поводом стало его членство в КПЗБ. Андрея Фомича вместе с четырьмя товарищами расстреляли 5 июля 1941 года на деревенской окраине и три дня не давали похоронить.
В подпольную организацию скидельские комсомольцы сплотились в сентябре 1941 года, с их помощью антифашистские молодежные группы появились в деревнях Черлена, Княжеводцы, Хвойняны, Лавно, Кошубинцы. Наставником ребят стал Андрей Федорович Манкевич, бывший член КПЗБ. За свою революционную деятельность он не раз оказывался в польских тюрьмах. Манкевич хорошо знал Андрея Фомича Счастного, после гибели которого навещал его сына Ивана.
На первых порах группа распространяла среди населения листовки, тексты которых писали Иван Севрук и Федор Макарчук. Листовки расклеивал самый младший из группы Алексей Ролик. Ему в 1941-м шел только пятнадцатый год, и он вызывал меньше подозрений у гитлеровцев и полицаев.
Собирали подпольщики на месте боев оружие и боеприпасы, которые вскоре очень пригодились для образовавшегося в 1942 году в районе партизанского отряда.
В июле этого года партизаны разработали план разгрома вражеского гарнизона в Озерах. В местечке в то время размещались полевые жандармерия, полиция и комиссариат.
Задачей комсомольцев-подпольщиков в этой операции было нарушение телефонной связи Озер с Гродно, Скиделем, Острино и Поречьем, и они справились с этим заданием.
Активные действия партизан и подпольщиков в окрестностях Скиделя приводили в бешенство фашистов и их преемников. Они старались любыми способами выйти на след партизан и ликвидировать подполье.
Начались массовые аресты, облавы. Оставаться дома подпольщикам с каждым днем становилось все опаснее, поэтому было принято решение в начале сентября уходить в лес к партизанам.
Но осуществить это не удалось. Подпольщики стали жертвами предательства.
Полиции стало известно, что на квартире Деленковских прячется бывший офицер Красной Армии Федор Горлачев, а брат его жены, Николай Деленковский, поддерживает связь с партизанами. Мужчин задерживают и доставляют в полицию, Горлачев выдает подпольщиков. Через несколько часов один за одним были арестованы Иван Счастный, Алексей Ролик, Анатолий Зеленковский, Федор Макарчук, Иван Синица, Иван Севрук.
Владимира Кизевича об арестах предупредила сестра. Перед тем, как уйти в лес, он решил на минутку заглянуть в дом, чтобы переобуться, но там его уже ждали полицаи.
С 4 по 7 сентября в Скидельском полицейском участке шли кровавые допросы. О том, как зверствовали гитлеровские пособники, свидетельствует тот факт, что, избивая юношей, один из полицейских сломал себе руку. Но пытки ни к чему не привели.
Утром 8 сентября избитых, окровавленных подпольщиков, попарно скованных цепями, бросили на телеги и увезли в Гродно, в гестапо. Но и там зверства ничего не дали. Молчали парни и тогда, когда гестаповцы вызвали на очную ставку Федора Горлачева.
13 сентября на центральную площадь Скиделя стали сгонять горожан и жителей окрестных деревень. На перекрестках и крышах домов были установлены пулеметы. Подъехала закрытая машина, а за ней шесть грузовиков с солдатами.
Из машины стали выталкивать к виселице измученных пытками подпольщиков.
И тут гнетущую тишину на площади разорвал голос Ивана Севрука:
– Да здравствует Красная Армия! Смерть фашистам!
За ним, словно эхо, повторили эти слова его товарищи.
Палачи, торопясь, стали выбивать доски из-под ног подпольщиков. Веревки под Федором Макарчуком и Николаем Деленковским, не выдержав, оборвались. Подпольщиков тут же отвезли за город и там расстреляли.
«Горжусь, что сын похож на моего отца»
Несколько черно-белых снимков, множество газетных вырезок и единственный портрет на стене в небольшом домике на одной из скидельских улиц.
– Это мой папа, – тихо произносит хозяйка.
Тамара Зимакова – единственная дочь Владимира Кизевича, одного из скидельских героев-подпольщиков и близких товарищей Ивана Счастного. Когда отца казнили, Томе не было и двух лет. О его подвиге Тамаре Владимировне рассказывала мама.
– Отец перед войной вернулся со службы в армии. Начал работать бригадиром на железнодорожном переезде Хвойняны–Скидель, женился, – рассказывает Тамара Владимировна. – Мы жили в маленькой железнодорожной будке – всего одна комната и крохотная кухонька. Родители мечтали, что когда-нибудь у них будет свой большой дом и много детей.
В подпольной группе, в которую Владимир Кизевич вступил одним из первых, ему вместе с Иваном Счастным поручили диверсионную работу.
– Папу арестовали в сентябре 1942 года, – рассказывает Тамара Зимакова. – А потом пришли за нами. Сначала нас с мамой отправили в гетто, затем перевели в тюрьму штаба гестапо, которая находилась в здании нынешней начальной школы в Скиделе. Мы сидели в подвале, а наверху расхаживали полицаи. Мама рассказывала: в тот момент, когда отца и его товарищей казнили, я плакала, и никто не мог меня успокоить. Как будто чувствовала, что сильные папины руки больше никогда не обнимут меня.
После казни фашисты устроили в штабе пьяный дебош.
Братьев и сестер казненных героев отправили на работу в Германию. Маму Тамары Зимаковой – Веру Михайловну – оставили в тюрьме. Практически не кормили. Родственникам иногда удавалось незаметно передать ей через колючую проволоку немного еды. Однажды Вера Михайловна укутала маленькую Тому в большой платок и через проволоку сумела отдать одной пожилой женщине. Та спрятала девочку в деревне.
– Помню, как мама в первый раз отвела меня на могилу отца. «Томочка, давай нарвем папе цветов!» – говорила она мне. И я рвала ромашки, васильки. Мы с мамой подошли к маленькому холмику посреди леса и долго плакали. Теперь на месте братской могилы отца и его казненных товарищей стоит памятный обелиск. Часто прихожу сюда, приношу цветы, зажигаю свечи в память о папе и погибших вместе с ним комсомольцах.
Практически всю жизнь Тамара Владимировна проработала на сахарном заводе. Вышла замуж, родила троих детей.
– Иногда в сыне узнаю папины черты. Такой же статный, мужественный, смелый. Какое же счастье, что мои дети, внуки и правнуки не знают войны!
Уроки мужества и память земляков
При въезде в Скидель со стороны Мостов нельзя не обратить внимание на стелу, которая напоминает о том, что в боевую летопись города в годы Великой Отечественной войны яркой страницей вошли имена отважных комсомольцев-подпольщиков. В честь восьмерых героев-подпольщиков сегодня названы скидельские улицы. О том, что значит любить и самоотверженно защищать свою Родину, взрослые рассказывают детям, вспоминая имена Николая Деленковского, Анатолия Зеленковского, Владимира Кизевича, Федора Макарчука, Алексея Ролика, Ивана Севрука, Ивана Синицы, Ивана Счастного.
В музее средней школы №3 Скиделя комсомольцам-подпольщикам посвящена отдельная экспозиция.
– Когда рассказываю о подвиге скидельских комсомольцев-подпольщиков ребятам-старшеклассникам на уроках и классных часах, смотрю на их сосредоточенные вдумчивые лица и думаю, что они смогли бы с той же самоотверженностью и отвагой встать на защиту своей Родины, как это когда-то сделали их ровесники, – говорит учитель истории СШ №3 Скиделя Юлия Кармызова.
За музейным стеклом хранятся орденские книжки Николая Деленковского, Анатолия Зеленковского и Владимира Кизевича. Рядом с орденскими книжками – черно-белые послевоенные фотографии братских захоронений комсомольцев-подпольщиков. Николай Деленковский и Федор Макарчук захоронены на месте их расстрела. Недалеко, в глубине соснового леса, братская могила остальных героев. В этих местах сегодня установлены памятники. Каждый год 13 сентября, в день смерти отважных
подпольщиков, взрослые и дети приходят сюда, чтобы возложить цветы и почтить их память.
Горят свечи у памятного обелиска в центральном сквере города. Он установлен на месте, где в 1942 году были казнены юные комсомольцы.
Стал героем в семнадцать
Юноша в форменной фуражке и шинели с нашивками РУ №8, что обозначили Гродненское ремесленное училище №8 – единственная портретная фотография скидельского комсомольца-подпольщика Ивана Счастного, сделанная в 1940 году. Копия снимка – центральный элемент одной из экспозиций музея истории Гродненского электротехнического колледжа, названного именем героя. На здании у входа установлена мемориальная доска. Каждый год 13 сентября, в день казни скидельских комсомольцев-подпольщиков, здесь проходит митинг-реквием – учащиеся и педагоги колледжа возлагают цветы к барельефу, чтят память погибшего героя минутой молчания.
– В послевоенные годы наши воспитанники часто ездили в деревню Черлена Мостовского района, где родился и вырос герой-подпольщик, навещали его мать, помогали ей по хозяйству, встречались с сестрами Ивана, – рассказывает руководитель музея истории Гродненского государственного электротехнического колледжа имени Ивана Счастного Светлана Сенаторова. – В нашем музее осталось много снимков, на которых запечатлены Марфа Августовна и ее дочери. Они рассказывали ребятам о войне и о том, как их сын и брат погиб, сражаясь с оккупантами. В последние годы учащиеся и педагоги ездят в Скидель, чтобы возложить цветы к братским захоронениям комсомольцев-подпольщиков. Каждый из наших воспитанников знает о подвиге героя, имя которого носит колледж. Об этом мы рассказываем ребятам на занятиях, военно-патриотических мероприятиях и соревнованиях. В дни открытых дверей приглашаем абитуриентов в музей истории колледжа – знакомим их с экспозицией, посвященной доблестному комсомольцу-подпольщику.
Иван Счастный родился в 1925 году. Символично, что день его рождения – 23 февраля. Тогда в этот день отмечался всенародный праздник – День Красной Армии, сегодня – День защитника Отечества. Твердый характер и непоколебимую силу духа юноша унаследовал от отца. Учитель Черленовской начальной школы Андрей Счастный был членом Коммунистической партии Западной Беларуси, за политическую деятельность был осужден на 15 лет.
Иван хотел стать слесарем-инструментальщиком. Вместе с ним в Гродненское ремесленное училище поступил односельчанин и один из будущих участников скидельской подпольной группы Алексей Ролик. Ребята хорошо учились, скоро их приняли в комсомол. Но мечтам о светлом будущем не суждено было сбыться.
Гродненцы о своей улице
Валентина Вашкевич:
– На этой улице я родилась, выросла и прожила всю жизнь. Здесь немцы когда-то расстреляли троих сыновей папиного дяди, совсем еще юных ребят. Помню, что в одном из домов нас, жителей улицы, фашисты удерживали в подвале. Я была совсем ребенком, но тот страх, что пришлось испытать, вспоминаю всю жизнь. Сначала нас грозились расстрелять, и даже было повели на казнь, но потом отпустили. Война – это страшно, и нужно помнить о тех, кто не пощадил себя ради победы над фашистами.
Тереса Филипович:
– Живу на улице Ивана Счастного уже около тридцати лет. Дом, где мы живем сейчас с семьей, 1937 года постройки. Хорошо знаю историю скидельских комсомольцев-подпольщиков. Об этом рассказывали в школе на уроках истории. Родители прожили войну, многое видели и тоже многое мне рассказывали, в том числе об Иване Счастном и его отважных товарищах. Эту историю и я нередко рассказываю детям и внукам. Подрастающее поколение должно знать, какой ценой досталась нам Победа, и ценить мирное небо над головой.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ