Дело в том, что старинная Коложской иконы Пресвятой Богородицы бесследно исчезла, также не сохранились ее копии. Однако в конце прошлого года на антикварном аукционе в Германии появилось объявление о продаже лота — как уверял владелец, уникальной гродненской иконы.
— Признаться честно, у всех в тот момент захватило дух: возможно ли это, — вспоминает настоятель храма протоиерей Александр Болонников.
По благословлению архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия священники выехали в Германию и выкупили икону. Сейчас завершается подготовка резного дубового кивота для возвращенной святыни, и по окончанию Великого поста она займет свое место в древнем храме.
Это точный список иконы, история которой неразрывно связана с храмом еще с XVII века. По утверждению некоторых источников, и того раньше — с XVI века Коложская икона Пресвятой Богородицы хранилась в древней Свято-Борисо-Глебской церкви и являлась главной святыней Гродненской епархии. Ее почитали православные и католики, с молитвой к ней спешили как знатные вельможи, так и простой народ разных эпох и поколений.
— Согласно преданию, эта икона была передана Коложскому храму неким юродивым — нищим, который носил ее на груди, — говорит Александр Болонников. — Совершая подвиг юродства, он обличал гордыню и высокомерие вельмож, помогал укреплять веру народа, и за это был чтим жителями нашего города и особенно прихожанами Коложской церкви.
Икона прославлялась самыми различными чудесами. Одно из масштабных, произошедших по молитвам гродненцев перед этим образом, сохранила история начала ХХ века. Когда после объявления Первой мировой войны кайзеровские войска вплотную подступили к Гродно, среди солдат и горожан началась паника. Полковой священник Георгий Шавельский позже так описывал события, происходившие в нашем городе в первые дни после начала войны: «8 сентября 1914 г. в г. Гродно я долго беседовал со своим земляком, комендантом Гродненской крепости, генералом от инфантерии М. Н. Кайгородовым. Ужасные минуты переживали мы после объявления войны, — рассказывал он мне, — крепость наша тогда еще не была закончена. Недостроенные форты стояли без орудий… Ужас охватил население Гродно. 20-го июля (2 августа по новому стилю), в 4 часа дня, Гродненский архиепископ Михаил с духовенством служил на площади молебен перед вынесенной на площадь святыней города Гродно — Коложанской иконой Божьей Матери. Собрался весь город. Стон стоял от рыданий толпы… В этот вечер Вильгельм повернул свои корпуса на Францию. Гродно было спасено».
В 1915 году Коложская икона, согласно одной из версий, была вывезена в Николо-Угрешский монастырь в пригороде Москвы, если верить другой — хранилась в подвалах собора Василия Блаженного на Красной площади. Через какое-то время икона бесследно пропала.
Поиски утраченной святыни результата не дали.
— Не сохранилось ни одного исторического списка (копии) иконы, — продолжает Александр Болонников. — Образ, перед которым в последние годы молились в храме, написан в 2004 году.
Точную копию древней коложской святыни настоятелю гродненского Свято-Борисо-Глебского храма передали в церкви святого Александра Невского в городе Потсдаме.
Особенным знаком этого образа опять же оказалась надпись чернилами на оборотной стороне: «написан образ в лаврской иконописной иеромонахом Григорием».
Реставратор ОАО «Белреставрация» Александр Тарасик пришел к выводу, что икона написана в начале ХХ века. Открытым же для священнослужителей оставался вопрос, почему копия иконы была сделана не в Гродно, а в лаврской иконописной — одном из четырех крупнейших монастырских комплексов. Видимо, это делалось для какого-то важного события или человека.
— Листая исторические журналы начала ХХ века, нашли информацию о том, что в 1914 году, после уже упомянутого молебна на соборной площади в Гродно, город посетил Николай ІІ со своей супругой и двумя дочерьми.
Во время этого визита император побывал в одном из православных соборов и, как сказано в журнале, коленным преклонением почтил Коложскую икону Божией Матери. После этого гродненский епископ Михаил в качестве дара преподнес императору точную копию иконы, — говорит Александр Болонников.
Факты и обстоятельства — написана икона в лавре в начале ХХ века и была вывезена в Германию — небезосновательным делают предположение, что в Коложскую церковь вернулся образ, который, возможно, и был вручен императору Николаю во время посещения Гродно. Уточнения и ясность в эту гипотезу внесет дальнейшее изучение истории обнаруженной святыни.