Иван Тустов, председатель областного совета ветеранов: «Кто лучше может рассказать о значимости произошедших и происходящих событий, оценить их с точки зрения интересов нашей страны, если не ветераны, своими руками творившие историю современной Беларуси»
Журналист «ГП» пообщалась с военным.
– Всегда стремился, чтобы полученный мне участок был лучшим, – откровенно признается Иван Фёдорович. – Будь то комсомольская организация нашей сельской школы, вожаком которой меня избрали ребята, взвод, рота, батальон, полк, которыми командовал за годы службы в армии, военные комиссариаты, которые возглавлял, областная ветеранская организация, председателем которой мне снова доверено быть на предстоящее пятилетие. Этот жизненный принцип не позволял расслабляться. К тому же я всегда ставил перед собой конкретные задачи и не отступал от них.
– Так понимаю, что и путь военного у деревенского паренька начался не спонтанно, а с твердо поставленной цели?
– Да, это была детская мечта. Я из первого послевоенного поколения – родился через два с небольшим года после Победы. В то время, можно сказать, все было пропитано духом героизма. В нашей деревне, что в Горецком районе на Могилевщине, было немало тех, кто защищал нашу Родину, ковал Победу над фашистами. Кто-то воевал на фронтах, кто-то в партизанском отряде. Мне, как и большинству моих сверстников, очень хотелось быть похожими на этих людей – героев Великой Отечественной. Кроме того, я еще очень любил читать. Книг тогда на военно-патриотическую тематику, несмотря на непростое для страны время, выходило немало. Я читал запоем. И уже тогда твердо решил: буду военным. Правда, хотел служить то на флоте, то в авиации.
Когда после базовой восьмилетки потребовалось решать, где получать образование дальше, выбрал профучилище в городе Шахты Ростовской области.
– Почему решили ехать, что называется, за тридевять земель? Не побоялись в таком юном возрасте?
– По сути, мне еще и шестнадцати не было, когда пошел на собственные хлеба. Но ведь не один я был такой – послевоенное поколение рано взрослело, жизнь заставляла. Родители, конечно, волновались, но про себя не помню, чтобы чего-то боялся. Тем более поехал туда не один, а с другом-односельчанином. У обоих из нас в аттестатах были только хорошие и отличные оценки, потому приняли нас в училище без вопросов, хотя конкурс был немалый. Привлекло меня то, что там было гарантировано получение среднего образования, без которого в военное училище не поступить, и полное обеспечение учащихся: и жильем, и обмундированием, и питанием. Последнее для нашей большой семьи – нас было пятеро братьев и сестра – имело немаловажное значение. Работу после учебы в шахте электрослесарем, хоть и была непродолжительной, можно определенно считать школой жизни.
– Как Вы все же свернули на тропу военного?
– На четвертом курсе мы с товарищем обратились в военкомат и озвучили свою мечту стать военными. Там увидели, что ребята мы целеустремленные, к тому же в зачетных книжках успеваемость наша по училищу высокая. Я был комсоргом группы (избирая меня, товарищи учли мой опыт работы как комсомольского вожака в школе). Сначала в военкомате шла речь о Ставропольском училище связи. А потом, узнав, что хотим получить высшее образование, предложили другие учебные заведения. Мне – высшее общевойсковое командное училище в городе Орджоникидзе.
Родителям о таком повороте на жизненном пути я сообщил уже тогда, когда надел форму курсанта. К письму приложил фотографию. Потом мне рассказывали, какое впечатление произвело это на мою семью и соседей. Как только представлялась возможность, я старался навестить родителей. Однажды из-за погодных условий пять дней из четырнадцатидневного отпуска пришлось потратить на дорогу в одну сторону…
– И служили Вы вдали от родных мест?
– После военных учебных заведений можно было получить направление в любую, даже самую дальнюю точку большой страны. Мне сразу предложили остаться командиром взвода в училище, но я попросился в войска. Кстати, в то время я уже успел вступить в Коммунистическую партию, жениться и даже стать отцом. С женой своей познакомился во время отпуска, будучи в родных местах. Она работала там фельдшером, но без колебаний разделила со мной судьбу будущего офицера, а потом и все трудности и лишения военной службы. Как-то посчитали, что за годы моей службы сменили более десятка гарнизонов, а количество квартир, в которых довелось жить, перевалило за два десятка. Семейные хлопоты, забота о сыне и дочери были фактически на ее плечах. И при этом она не расставалась со своей профессией медицинского работника – имеет более чем тридцатипятилетний трудовой стаж. Мы с Марией Павловной вместе уже более полувека, в позапрошлом году золотую свадьбу справляли. И сейчас она для меня надежная советчица и опора в жизни.
Первое же место моей службы – мотострелковая дивизия Одесского военного округа, где за несколько лет прошел путь от командира взвода до командира мотострелкового батальона. Кстати, звания и старшего лейтенанта, и капитана мне были присвоены досрочно.
Затем были учеба в Военной академии имени Фрунзе, служба в Южной группе войск в Венгрии, в Прикарпатском военном округе. Командовал полком, дивизией. За успешное решение учебно-боевых задач был отмечен орденом Красной Звезды и другими наградами. В 1990 году назначили Винницким областным военным комиссаром. Когда распался СССР, решил вернуться на Родину – в Беларусь. Служил заместителем начальника отдела боевой подготовки 28-й армии, а затем более 15 лет возглавлял военный комиссариат Гродненской области.
– То есть тема молодежи и армии Вам хорошо знакома. С каким настроением приходили юноши на призывные пункты?
– В свое время среди моих ровесников служба в армии даже не обсуждалась: каждый считал выполнение воинского долга делом незыблемым. Во времена распада Союза настроения несколько поменялись. Конечно, большинство молодых людей без проволочек прибывали на призывные пункты, но были и так называемые уклонисты. Военные комиссариаты развернули большую разъяснительную и воспитательную работу. Ситуация менялась по мере того, как с участием многих заинтересованных организаций велось патриотическое воспитание молодежи, появлялась новая законодательная база, а главное, крепла и развивалась наша страна. Гордость за Беларусь, за свой народ, желание работать на благо страны и общества – для нынешнего молодого поколения белорусов это не лозунги, а реальный смысл жизни. Знаю не понаслышке. Мне доводится часто встречаться с молодыми людьми разного возраста как председателю областной ветеранской организации. Не помню случая, чтобы они меня разочаровали. Тем не менее воспитание нельзя останавливать или пускать на самотек. И потому работа с молодежью – один из приоритетов нашей ветеранской организации во взаимодействии с другими общественными объединениями.
– Убедительное слово ветерана – это действительно урок патриотизма.
– Кто лучше может рассказать о значимости произошедших и происходящих событий, оценить их с точки зрения интересов нашей страны, если не ветераны, своими руками творившие историю современной Беларуси. Мне посчастливилось тесно контактировать с Героем Советского Союза Иваном Даниловичем Лебедевым. Как умел он общаться с молодежью! Вроде бы говорит просто, безо всяких бравад, а так доходит до сердца каждого юноши или девушки.
К сожалению, время неумолимо и строй ветеранов войны с каждым годом редеет. И очень важно сохранить не только память о них, но и их проникновенные рассказы, их наказы будущим поколениям. Их мы по возможности старались записать и передать в школьные музеи, чтобы использовались для воспитания у молодежи патриотизма на примере жизни и подвига героев. Решению этой важной задачи также служат историко-культурный комплекс «Гродненская крепость. Партизанский лагерь», к открытию которого причастна наша областная организация, а также ежегодные межвузовские студенческие конференции, посвященные Великой Отечественной войне, и другие подобные мероприятия, в которых представители нашей ветеранской организации принимают самое активное участие.
Белорусы отдавали жизни, сражаясь с врагом, но не покорились никому и отстояли свободу, независимость и государственность. Поэтому сегодня особенно важно хранить память о подвигах наших предков и быть едиными и сплоченными. Тогда никто не сможет поставить нас на колени.
Воспитание молодежи в нынешней непростой ситуации, которую мы наблюдаем в мире, приобретает особое значение. И мы, ветераны, делаем все возможное, чтобы подрастающее поколение было нашим достойным преемником в плане служения Родине и народу Беларуси.
– В то же время областной совет ветеранов может служить примером и в плане заботы о старшем поколении.
– С гордостью могу сказать, что за время моей работы в областной ветеранской организации в этом плане родилось и воплотилось в жизнь немало инициатив. Взять хотя бы областную декаду «Золотой возраст», посвященную Дню пожилых людей. В этом году стартовала она уже в двенадцатый раз, что свидетельствует о востребованности и популярности. Традиционным стал и фестиваль хоровых коллективов «Не стареют душой ветераны». Кстати, название этого мероприятия смело можно использовать как девиз всей большой многогранной заботы о людях пожилого возраста, которую проводят как наш областной совет, так и ветеранские организации нашей области на местах.
– Уверена, что не первой хочу узнать, как Вам самому сейчас удается, словно обманывая годы, всегда быть в хорошем тонусе?
– Когда мне задают этот вопрос, поясняю, что от заложенной с юных лет привычки ставить перед собой задачи и цели не отступаю до сих пор. Это всегда мобилизует. Особенно если задуманное не для себя лично, а во благо другим людям, на пользу общества и государства. С другой стороны, особенно за годы военной службы выработал в себе самодисциплину, образно сказать, боевой настрой. Ранний подъем у меня дело обычное, как и четкий график на каждый день, в который обязательно должен уложиться, чтобы никого не подвести. И поныне жива во мне крестьянская жилка, заложенная с детских лет. С удовольствием работаю на дачном участке. В том числе и трудом воспитываем с супругой своих внуков. Кстати, горжусь тем, что внук пошел по стопам деда – сегодня он курсант военного факультета Купаловского университета.