«… У НАС В ЛЕСУ ПАРТИЗАНЫ ХОДИЛИ…»
– Радкевич Надежде Константиновне, участнице партизанского движения на Беларуси, ветерану труда Гродненского колледжа искусств пришлось поучаствовать в трагических событиях Великой Отечественной войны, увидеть всё самой, уцелеть, да еще и поделиться с нами, родившимися после воины, размышлениями о пережитом.
Из воспоминаний участника партизанского движения Радкевнч Надежды Константиновны: «Я родилась 12 ноября 1925 года. Наша семья жила при Польше до 1939 года. В семье было 12 человек: бабушка Секлета, мама Анна, отец Константин и 9 детей. Было своё хозяйство. Я ходила в школу, при Польше была в 7 классе, а в 1939 году, когда пришли русские, война была, нас с 7 класса перевели в 5 класс, потом я ходила 2 года в русскую школу. В 1941 году мне было 17 лет. Мы жили в местечко Ленин, когда-то была Пинская область, теперь Гомельская (Житковичский район). Нас немцы сначала не трогали. У нас было процентов 40 евреев. В 1942 году немцы организовали гетто. Где-то в июне 1942 года евреев начали убивать (14 августа 1942 года гетто окончательно ликвидировали, было убито 1850 человек — прим. автора), в 1942 году немцы забирали молодёжь в Германию на работу. У нас забрали две сестры: Настю и Веру. Ещё в 1939 году старшего брата Максима призвали в Польскую Армию, когда Гитлер напал на Польшу (так он после войны и остался жить в Польше). Брата Андрея с семьёй расстреляли фашисты за связь с партизанами.
В 1943 году у нас была партизанская зона: днём немцы, а ночью партизаны. У нас дважды убивали коменданта немецкого, партизаны нападали. У нас не было железной дороги, а находилась она в Микашевичах, в 18 км от нашего местечка. Вот они и не трогали Микашевичи, поэтому они уцелели. А в феврале каратели пришли в Ленин. Подняли нас в 4 часа утра, собрали мужчин, человек 50, загнали в один дом, облили бензином и сожгли их.
Когда нас подняли утром, то погнали как скот: взрослых сгоняли в сарай, детей немцы возили машинами в Микашевичи: люди убегали и мы вместе с младшим братом Иваном с ними. Так мы убежали в лес по дороге. Немцы спалили дотла всё наше местечко, родителей, младших братьев и сестер Мы вернулись на пепелище нашли только соль, закопанную родителями. Мы пошли к родственникам с надеждой, что можно будет у них остаться, и пока у нас не закончилась соль, жили у них. Потом они отказались нас приютить. В лесу были люди, в землянках жили. Туда и мы попали: там нас кормили.
У нас в лесу партизаны ходили, разведка кругом. Летом в июне меня с братом забрали в отряд имени Пономаренко П.К. (бригада имени Буденного). Ухаживала за больными, за ранеными, брали меня в разведку на задания. В августе 1943. когда линия Фронта прошла у нас, всех отправили на работу. Приехал штаб партизанского движения из Минска, выдали справки, чтобы нас устроили на работу и дали жильё. Возвращение с боевой операции партизан бригады имени Буденного Пинского партизанского соединения. Пинская область. 1943 г.
В 1944 году брата Ивана (ему было 17 лет) призвали в Красную Армию, день Победы он встретил на Дальнем Востоке, демобилизовался в 1950 году и вернулся на родину. А я в Микашевичах и осталась. Месяца 34 работала в детском доме, потом уже перешла в санстанцию, оттуда перешла на маслозавод. В 1955 году переехала к брату Ивану в Малориту, там мы прожили 8 лет, а в 1963 брат получил квартиру в Гродно. Он меня забрал с собой. Так я оказалась в Гродно, После войны вернулись из Германии и наши сёстры. Настя осталась жить в Микашевичах, а Вера со временем переехала в Гродно. Жили, помогая друг другу, всего добивались сами».
Сумеем ли мы, те, кто закладывает краеугольный камень в основание 21 века, сделать жизнь удивительной не только для историков, но и для современников?
Войны в мире не начинаются просто так, по чьей-то злой воле. Как правило, к ним, так или иначе, причастны все. Поэтому каждому человеку, а тем более патриоту своей родины, уважающему не только себя, но и других, необходимы полноценные знания не только о победе «в той войне», но и о том, что было или не было предпринято для предотвращения беды, какой ценой досталась эта победа.
И знания эти должны быть честью мировоззрения, руководством к действию, ощущением непреходящей благодарности и чувства вины, пока не похоронен последний солдат «той войны»…
Шалкевнч И. И.,преподаватель истории УО «Гродненский государственный колледж искусств»