Прудникова Галина Яковлевна (1923 —  )

Далеко за Уралом находится Красноярский край, и там на берегу Енисея большое сибирское село Тархово. Избы крепкие, из просмоленных бревен. Русская печь занимает большую часть кухни. Иначе и нельзя было: морозы зимой за 40, метели, тогда все забирались на печь. Вот здесь и жила семья Мордвиновых: отец, мать, двое сыновей и дочь Галина. Отец был мастером на все руки: хоть бочку склепать, хоть сани или телегу смастерить, хоть на охоту сходить. Мать была и хозяйка добрая и рукодельница отменная. К труду и порядку родители и детей приучали.

С самого раннего детства Галина ежегодно наблюдала одну и ту же картину: могучий Енисей без устали работает с весны до осени: плывут пароходы, баржи, выходят на лов рыбы рыбаки. Поздней осенью Енисей уходит на отдых и спит под толстым ледяным одеялом. Наступает весна, и с необъяснимым восторгом и замиранием сердца девочка видит, как Енисей взламывает лед, упорно двигает ледяные поля к морю, не сдается, когда льды становятся на ребро и образуют затор. Какой грохот стоит на реке, но победа всегда за Енисеем. Вот он прогнал последние льдины и опять готов трудиться. Не эти ли впечатления детства преломились в характере Галины в целеустремленность, в умение преодолевать препятствия, не пасовать перед трудностями, в готовность помогать людям.

Училась Галина сначала в родном селе в начальной школе. Когда ей исполнилось 13 лет, семья переехала в городок Енисейск, и там она окончила среднюю школу. Устроилась работать в типографию, была и наборщицей текста и печатницей. Война началась в тот год, когда Галине исполнилось 18 лет. Мобилизовали отца, и оба брата-солдаты срочной службы – тоже оказались на фронте. Скоро на отца пришла «похоронка» — он погиб в битве под Москвой. Галина Яковлевна вспоминает:

— Я с подружкой добровольно пришла в военкомат с просьбой отправить нас на фронт. Пожилой военком коротко ответил: «Подрастите немного». Мы опять пришли – тот же ответ, а потом военком нас даже не принимал.

2 июня 1942 года мне пришла повестка. Меня направили в Киевское военное училище связи, которое было эвакуировано с Украины в Красноярск. Занимались мы по ускоренной программе, в основном практика. Я успешно окончила училище в сентябре 1943 года и в звании младший техник-лейтенант была направлена в Главное управление связи в Москву. А оттуда командиром взвода связи в 956   отдельный батальон связи 120 стрелкового корпуса. Во взводе были одни девушки разных национальностей: русские, белоруски, украинки, татарка, мордовка, но скоро мы стали как одна семья.

Связь – это нерв армии. Ни одно, даже самое маленькое, движение на фронте не проходит без связи. Боевое крещение мы получили во время наступления при прорыве вражеской укрепленной линии Ржев – Вязьма. Что такое обеспечить связь? Мы прибыли и должны быстро развернуть узел связи: коммутатор, телеграфные аппараты, посменное дежурство связисток. А другие девушки с ящиками, в которых телефонные аппараты, катушка с 200 метрами провода, с винтовкой, сумкой с противогазом по бездорожью идут до места, откуда передают сообщения. Обстрел или бомбежка, а связистки разыскивают место обрыва провода и восстанавливают связь.

Жили мы в землянке, где была самодельная печурка, нары, на которых мы спали в повалку, даже не раздеваясь. Освещалась землянка коптилкой, сделанной из сплюснутого маленького снаряда. Воды, чтобы умыться, нет, зимой топили в котелках снег, собирали дождевую воду. Холодно в землянке зимой, сыро весной и осенью, душно летом, но мы сами выбрали свою судьбу – никто не роптал. Всего выпало нам испытать. Из-под Ржева нас перебросили на Украину. Наш эшелон прибыл на станцию Дарница. Здесь собралось много эшелонов. Прошел день, а ночью налетели немецкие самолеты и началась бомбежка. Мы выскочили из вагонов, кубарем скатились с насыпи и бросились к недалекому лесочку. По небу летали прожекторов. Гул самолетов, грохот взрывов, гудки паровозов, выстрелы зениток, лязг металла, столбы огня и дыма – все слилось в эту ночь кошмара. К счастью, наш эшелон не пострадал.

В июле 1944 года мы были уже на территории Польши. Наши войска освобождали один город за другим. Однажды мы получили небольшую передышку, остановились перед новым наступлением. Недалеко была какая-то маленькая речушка. Я построила девушек-связисток и повела туда, чтобы привести себя в порядок. День был солнечным, вода в речке теплая. Мы от души плескались в воде, смывая многодневную пыль и высохший пот. А когда мы возвращались в батальон и вышли из прибрежных кустов на поляну, налетел вражеский самолет и на бреющем полете открыл стрельбу из пулемета. По команде «Ложись!» все приникли к земле, а одна девушка побежала к кустам и была ранена в бедро. Ее отправили в медсанбат.

Стрелковый корпус, в состав которого входил наш батальон связи, подошел к Висле и с ходу форсировал ее на подручных средствах. Связисты тоже переправлялись через реку вплавь, держась за бревна. А на противоположном берегу сразу устанавливали связь с командованием. За форсирование Вислы и участие в этих боях многие были отмечены наградами, а я удостоена Ордена Красной Звезды.

Помнится мне и день, когда немцы едва не захватили нас. Мы прибыли в назначенный пункт, наладили связь с войсками, а на рассвете нас окружили немцы. Командир роты посадил девушек-связисток на машину, и они сумели прорваться к нашим, а нам, офицерам, было приказано с оставшимися солдатами занять круговую оборону. Немцы готовили прорыв своей окруженной части, мы оказались на их пути. Начался бой, и через некоторое время мы услышали крик «Ура!». Мы обрадовались, что к нам идет помощь, а это оказались власовцы (часть под командованием генерала Власова перешла на сторону немцев), они открыли по нас огонь. У них автоматы, пулеметы, а у нас, офицеров, только пистолеты. Мы начали отступать к лесу, бежали по вспаханному полю. У меня как-то не было страха смерти: лучше смерть, чем плен, но в голове билась одна мысль: как же мама переживет третью похоронку, ведь уже погибли отец и брат. И вот спасительный лес. Только на вторые сутки мы вышли с большими потерями к своим.

Здесь, в Польше, произошла случайная встреча с Прудниковым Николаем. Мы были молоды и как-то сразу понравились друг другу. Встречи были очень редкими, иногда больше, чем через месяц, кратковременными: у каждого свои дела на фронте, старались хоть записочку передать. Освободили наши войска, Польшу и вступили на немецкую землю. Наш батальон связи принимал участие в штурме Берлина, и в этом поверженном городе я отметила свое 22-летие. У меня еще одна награда: медаль «За взятие Берлина».  9 мая – День Победы, но для нас война не закончилась. Мы были переброшены в Прагу на помощь восставшим против оккупантов жителям. Только 12 мая для нас наступил мир. За участие в этих боях – медаль «За освобождение Праги».

Нас, связистов, разместили в здании бывшей школы СС. Через несколько часов пришел какой-то чех и сказал, что видел, как немцы минировали здание. Мы выскочили из дома, прибыли наши саперы и обнаружили взрывной механизм: до взрыва оставалось три часа. Здесь, в Праге, мы с Прудниковым Николаем Степановичем сыграли свадьбу и вот уже 60 лет вместе идем по жизни. Закончилась Великая Отечественная и признанием моего вклада в разгром врага является медаль «За Победу советского народа в Отечественной войне 1941-1945 годов».

После войны вместе с мужем жила в Смоленске, работала начальником телефонной станции, потом библиотекарем в военном училище. Когда мы переехали в Гродно, я выбрала самую мирную профессию: была 15 лет заведующей Городским Домом гражданских обрядов. За добросовестный и долголетний труд у меня медаль «Ветеран труда», в честь 40-летия Победы – Орден Отечественной войны II степени. С 1980 года я на заслуженном отдыхе, но продолжаю заниматься общественной работой, являясь членом Совета ветеранов ЖЭС-11. Общение с людьми, беседы с ними, оказание им возможной поддержки и помощи приносят мне нравственное удовлетворение.  Совсем недавно мне удалось установить место захоронения моего брата. Он участвовал в освобождении нашей Белоруссии и погиб в бою в Могилевской области. Похоронен в братской могиле в поселке Ленино. На памятнике среди многих фамилий и его – Мордвинов Александр Яковлевич. Моя мечта – побывать там и возложить венок в знак глубокой благодарности и вечнойпамяти.

One thought on “Прудникова Галина Яковлевна. Наш батальон связи принимал участие в штурме Берлина, и в этом поверженном городе я отметила свое 22-летие. У меня еще одна награда: медаль «За взятие Берлина». 9 мая – День Победы, но для нас война не закончилась. Мы были переброшены в Прагу на помощь восставшим против оккупантов жителям. Только 12 мая для нас наступил мир. За участие в этих боях – медаль «За освобождение Праги».

  1. Здоровья Вам. спасибо за Победу!С уважением . Леонид Прудников . Волковыск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website