1

В связи с этим событием факультет математики и информатики, кафедра математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры провели научный семинар факультета математики и информатики, посвященный юбилею И.П. Мартынова.

Иван Платонович Мартынов – профессор, доктор физико-математических наук

Родился 12 августа 1938 года в д. Антоновка Майского сельсовета Жлобинского района Гомельской области. Заслуженный работник образования Республики Беларусь. Награжден Первой премией Специального фонда Президента Республики Беларусь за личный вклад в развитие способностей одаренной молодежи. Почетный профессор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Об однозначных подвижных особенностях уравнений высших порядков» и докторскую диссертацию на тему «Аналитические свойства уравнений и систем третьего порядка».

Научные интересы – аналитическая теория дифференциальных уравнений. Автор более 150 научных работ.

Ни присвоенные звания, ни работа на высоких должностях не могут настолько высоко отразить уровень профессионального мастерства, как стремление и желание учеников продолжать труды своего Наставника. Так в 60-е годы XX века поступил ныне известный математик Иван Платонович Мартынов, желая постигать научную школу своих любимых учителей: со всей научно-педагогической ответственностью он подошел к изучению теории дифференциальных уравнений. А сегодня уже его ученики развивают ее в других разделах математики.

Заслуженный работник образования, Почетный профессор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы поделился воспоминаниями об учебе и педагогах, рассказал, как можно прививать любовь к науке.

 Иван Платонович, когда у Вас возникло желание заниматься наукой?

– Тяга к знаниям появилась у меня еще в школе. При этом не было никакого представления о будущей профессии. В школу пошел только в 3-й класс – 1-й и 2-й пропустил из-за тяжелой послевоенной бедности и отучился 7 лет и 3 месяца.

В 1956 году стал студентом физико-математического факультета Гродненского педагогического института. В то время для поступления надо было сдавать 7 экзаменов и при этом набрать 35 максимально возможных баллов. Медалистам же разрешалось сдать на пятерки два профилирующих предмета. Таких на нашем курсе было человек пять, но только два абитуриента набрали наибольшее число баллов – 33. Одним из них оказался я.

Уже на 2-м курсе института преподаватели советовали мне готовиться к поступлению в аспирантуру. Однако осенью, после окончания вуза, меня призвали на военную службу.

После двух лет в армии я работал в сельской школе учителем математики, затем директором вечерней школы. По приглашению известного историка математического образования Н.Д. Беспамятных пришел на физико-математический факультет Гродненского института в качестве ассистента. В 1969 году поступил в аспирантуру нашего вуза по специальности «Дифференциальные уравнения», которую успешно окончил и защитил диссертацию на тему «Об однозначных подвижных особенностях уравнений высших порядков».

Моим научным руководителем был А.И. Яблонский – один из самых ярких и талантливых представителей школы Н. П. Еругина по дифференциальным уравнениям, получившей широкое признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Эти ученые умели так увлечь слушателей, что никто не оставался равнодушным. Они раскрывали историю развития аналитической теории, показывали богатство ее содержания и широту применения в других разделах математики. Сегодня объектом исследования аналитической теории дифференциальных уравнений являются не только обыкновенные дифференциальные уравнения и системы, но и нелинейные уравнения и системы с частными производными.

– Расскажите о студенчестве на физико-математическом факультете. Кто был Вашими педагогами в ГрГУ?

– Большое влияние на мое становление как ученого и педагога оказали люди, которым присуще трепетное отношение к математике, интеллигентность, высокая самодисциплина и нравственность, аккуратность в работе, четкость речи, безукоризненное и ответственное отношение к служению науке. Это Никифор Дмитриевич Беспамятных, Арсений Евгеньевич Кастальский, Яков Иосифович Ривкинд, Евгений Хрисанфович Костюкович, Михаил Матвеевич Русин, Константин Куприянович Искра, Лидия Владимировна Кирилюк, Иван Михайлович Степуро.

Благодаря своим педагогам, с Гродненским пединститутом, а ныне ГрГУ имени Янки Купалы, я связал не только студенческие годы, но и трудовую биографию.

 Иван Платонович, поделитесь воспоминаниями о военном периоде вашей жизни, жизни вашей семьи.

– Об этом тяжело говорить. В 1941 году Фашисты сожгли наш дом и сарай, в котором прятался 15-летний старший брат. На пепелище мы с мамой нашли лишь его обгоревшие останки…

Некоторое время мы прятались от фашистов в лесу. Жуткое, тревожное время… В марте 44-го фашисты погнали нас по болотистой дороге к станции «Красный Берег», которая расположена севернее Жлобина. В памяти всплывает такой эпизод: мальчишка не мог вытащить ногу из грязи, кричал «мама!». Плач вскоре затих — фашист хладнокровно застрелил ребенка…

Нас погрузили в вагоны, предназначенные для перевозки скота, и состав тронулся. Когда мы вышли на незнакомой станции, сразу же увидели вдали синее пламя костров. Позднее стало ясно, что это огни крематория: нас привезли в концлагерь «Озаричи».

Кажется, в этом лагере мы были чуть больше недели. Фашисты кидали в толпу узников буханки хлеба, твердые как камень. Кому попадало в голову, тот падал, а каратели смеялись. Старший 10-летний брат от истощения и болезней разучился ходить. Только после освобождения Красной Армией мы на некоторое время были помещены в военный госпиталь, где он смог постепенно восстановить силы.

Теперь в мемориальном комплексе «Озаричи» на большой бетонной стене вдоль дороги размещена надпись «Здесь в фашистском лагере смерти в марте 1944 года погибло от голода, холода и болезней, расстреляны и замучены более 9 тысяч мирных жителей».

 За многие годы работы в Гродненском университете Вы были заведующим кафедрами, деканом факультета математики, проректором по учебной работе и первым проректором вуза. Каким принципам следуете в работе с людьми?

– Главный принцип – уважение к человеку, общение на равных, чтобы он чувствовал себя умным и интересным собеседником. Были случаи, когда приходилось говорить «нет» на просьбу, при этом убедительно обосновав свой отказ. Удивляло и радовало искреннее «спасибо!» людей. А в ответ слышал: «За то, что вы меня выслушали!».

– Иван Платонович, Ваших учеников знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Как они сегодня развивают науку?

– Приятно отметить, что мои ученики продолжают исследования, которые традиционны для белорусской школы дифференциальных уравнений. Сегодня восемь кандидатских диссертаций защищено по этой теории уже моими учениками и несколько аспирантов подготовили работы к защите.

Доктор физико-математических наук С.Л. Соболевский, который защитил кандидатскую в 21 год, а докторскую диссертацию – в 30 лет, продолжает исследования по аналитической теории дифференциальных уравнений за рубежом.

С Соболевским мы познакомились еще в школе – я преподавал у него математику. Затем он был моим студентом, аспирантом. Станислав Леонидович приезжает к нам на факультет читать лекции студентам, магистрантам и аспирантам. Последняя была на тему «Выявление закономерностей в поведении людей посредством баз данных коммуникационной, экономической активности и мобильности». Его доклады читаются на конференциях. Сегодня он руководит группой исследователей в лаборатории Массачусетского технологического института (США).

Чтобы научить любить математику и повысить знания учащихся, необходимы два условия. Первый – это социальный заказ общества на повышение уровня математического образования. А второе – беззаветное служение математике учителей школ и преподавателей вузов, которые своим примером увлекают слушателей.

– Какой же он– современный студент?

– К сожалению, у них нет той романтики, с которой в прежние времена молодые люди вступали в самостоятельную жизнь. Мне кажется, что современный человек сегодня в основном прагматичный.

– Иван Платонович, чем Вы увлекаетесь помимо работы? Расскажите о своей творческой деятельности.

– Мое творчество лежит в сфере математики – величайшему творению человеческой мысли. Этим я живу. Если позволяет время, то смотрю спортивные передачи, хожу в лес за грибами и пишу стихи.

Хочется отметить, что Иван Платонович пишет замечательные стихи, одним из которых он поделился. 

В бездонной солнечной Галактике

Уж много лет тому назад

Возникло царство Математики…

Там натуральных чисел ряд

Начальным стал звеном творенья.

Теперь уж в этом нет сомненья:

Ряд чисел этих создал Бог.

Другое уж по воле Бога

Сам человек придумать смог,

Трудясь настойчиво и много.

Труды по умножению знаний

Учителя, ученика

Порой возвысят на века,

Порой оставят без признаний.

Но никогда не смолкнет лира,

Не смолкнет знания родник.

Язык Творца законов мира –

Математический язык.

Я знаю, вовсе не случайно

Растет студенчества семья.

Все мы хотим постигнуть тайну

Заветных формул бытия.

Познать гармонию природы,

Судьбу Земли, других планет…

На все в студенческие годы

Стремись, мой друг, найти ответ.

И знай: Природа не напрасно

Нам жажду к знаниям дала.

От нас зависит, чтоб прекрасной

Нам наша Родина была!

УЧЕНИКИ О НАСТАВНИКЕ

Андрей Генрикович ЗДУНЕК, главный специалист отдела образования, спорта и туризма Гродненского горисполкома:

– Иван Платонович – мой Наставник. Он научил меня важным принципам построения системы работы: четкому планированию и последовательности, постановке конкретных задач. Все усвоенные педагогические навыки моего Учителя – интеллигентного, творческого, с тонким интеллектуальным юмором – пригодились мне во время работы в школе, университете, очень помогают и сейчас. Уже несколько десятков лет ему предоставляется право «первой лекции» по математическому анализу для первокурсников факультета математики и информатики. С первых дней студенческой жизни он прививает студентам интерес к этой науке, учит видеть ее красоту.

Мы, выпускники математического факультета Гродненского университета 1997-го года низко кланяется Ивану Платоновичу за его уроки жизни и профессионализм. Во многом благодаря ему многие из нас стали сильными преподавателями математики и физики.

Станислав Леонидович СОБОЛЕВСКИЙ, руководитель группы исследователей в лаборатории Массачусетского технологического института (США):

– В моем профессиональном становлении огромную роль сыграл человек, который показал своим примером, как следует относиться к своему делу, вдохновенно идти по выбранному пути, не страшась трудностей.

Двадцать лет назад в старших классах Гродненской городской гимназии (тогда еще школы-лицея № 1) я познакомился с Иваном Платоновичем Мартыновым – выдающимся ученым, мудрым наставником, а главное – хорошим, светлым человеком. Своей преданностью и любовью к математике он зажигал сердца молодых людей, только пробующих себя на научной стезе. Он всегда окружен учениками.

Такой опыт в научной работе и профессионализм, как у Ивана Платоновича, невозможно почерпнуть через книги и Интернет. Если глаза учителя горят, и он искренне предан своему делу, то это распространяется на окружающих его людей, учеников.

Благодаря Ивану Платоновичу мне посчастливилось приобщиться к Науке, которая наполняет подлинным творческим смыслом профессиональную жизнь ученого. И дело не в актуальности предметной области, значимости результатов и их практической ценности (хотя все вполне присуще аналитической теории дифференциальных уравнений). Он научил вкладывать в науку душу! Когда творчество становится естественной душевной потребностью, тогда ученый обречен на успех.

Поздравить юбиляра приехали и представители других вузов страны, представители Национальноц академии наук, его ученики и коллеги родного вуза.

Во время торжественной встречи, модератором которой стал заведующий кафедрой математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры Александр Гринь, проректор по учебной работе Геннадий Гачко рассказал о некоторых любопытных фактах их жизни Ивана Мартынова. Так например, Геннадий Алексеевич отметил, что Иван Платонович стал совершеннолетним будучи студентом 1 курса Гродненского государственного пединститута, и с тех пор уже более 62 лет он – в стенах купаловского университета.  Более сорока лет Иван Платонович трудился на руководящих должностях: заведующий кафедрой, проректор, первый проректор. Сегодня в качестве профессора он работает со студентами, магистрантами, аспирантами, возглавляет Совет по защите кандидатских диссертаций.

Детство Ивана Платоновича было непростым. Он никогда не видел своего отца, потом началась война, был сожжен дом. Эти трудности лишь закалили характер Ивана Платоновича. Он пошел в начальную школу в родной деревне Антоновка в марте 1949 года и фактически за год с небольшим закончил четыре класса. Затем была учеба в Майской средней школе.

В 1954-м году Иван Мартынов учился в 8-м классе. В 1956-м году закончил школу. В Июле 1956-го поступил в Гродненский педагогический институт на математический факультет на специальность «Математика, физика и черчение». В 1980 году произошли два важнейших события в жизни Ивана Мартынова — рождение внучки Надежды и защита докторской диссертации. Работал преподавателем в физико-математическом лицее. Затем занимал различные административные должности: декан, проректор по учебно-воспитательной и социальной работе, первый проректор. Первый почетный профессор ГрГУ имени Янки Купалы.  Таким образом переплетались важные события личной и профессиональной жизни Ивана Платоновича.

Поздравляя Ивана Мартынова с юбилеем, декан факультета математики и информатики Елена Ливак с волнением в голосе прочитала стихотворение собственного сочинения, посвященное Ивану Платоновичу.

Поздравления звучали от коллег из Национальной академии наук Беларуси, БГУ, Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, а также от профсоюзной организации купаловского университета, ветеранов, сотрудников отдела подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации.

С особой искренностью и нежностью прозвучали слова поздравления от учеников Ивана Платоновича. Наталья Серафимовна Березкина, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики, призналась, что первый учитель – это как первая любовь, не по порядку, конечно, а по значимости. Она выразила слова благодарности за то, что Иван Платонович в свое время поддержал и повел по жизни. Вячеслав Аркадьевич Пронько, доцент кафедры математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры, поблагодарил за удивительный мир математики, открытый учителем еще со студенческой скамьи, и отметил, что у Ивана Платоновича есть особый метод воспитания – метод собственного примера. И никогда нет назиданий, а совет получишь лишь тогда, когда об этом попросишь.

Аспиранты из Китая, научное руководство которыми осуществляет Иван Платонович, признались в любви навсегда своему руководителю продолжительной душевной песней.

От студенческого сообщества университета Ивана Платоновича поздравил студент факультета математики и информатики.

Теплые слова в адрес юбиляра прозвучали от коллег: сотрудников кафедр математического анализа, фундаментальной и прикладной математики, современных технологий программирования, математического и информационного обеспечения экономических систем, современных технологий довузовского образования, естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания, всеобщей и славянской истории факультета истории, коммуникации и туризма и др.

Поздравляя юбиляра, заведующий кафедрой философии Чеслав Кирвель обратил внимание на близость математики и философии и высказал мысль, что личность и масштаб Ивана Платоновича не поддаются стандартным измерениям.

– Вы – многосторонняя уникальная личность. Но самое главное Ваше качество – доброта. Иван Платонович обладает превосходством доброты. Ему присуща глубокая человечность, а каждым днем своей жизни он доказывает ценность человека, – подчеркнул Чеслав Станиславович.

     

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website