В названиях улиц России нет ничего случайного. В них, как правило, зафиксированы исторические события не только конкретной личности, но и всей страны. Они многое могут рассказать о прошлом и настоящем. О нас сегодняшних…

Сегодня совершенно очевидно, что нас всех объединяет общая генетическая память, передаваемая из поколения в поколение.        Это особо зримо проявилось в нескончаемом людском потоке Бессмертного полка.

В каждом городе, в каждом селе Бессмертный полк — это символ Победы во Второй Мировой войне не их, а наших отцов, матерей, дедов и прадедов, защитивших не только свое Отечество, но и неблагодарную Европу от самого лютого в своей беспощадности врага – фашизма.

Бессмертный полк – это люди нашей большой многонациональной страны, каждый из которых достоин вечной благодарности и памяти потомков.

В его строю, Зинаида Михайловна Туснолобова – Марченко, в честь которой названа улица в поселке Горшечное Курской области. Судьба этой женщины уникальна по своему драматизму и жизнеутверждающей силе человеческого духа. Она родилась в 1920 году в Белоруссии (ныне Россонский район Витебской области). Вскоре, после начала Великой Отечественной войны Зина поступила на курсы медсестер, а уже в 1942 году была направлена на Воронежский фронт санинструктором 303 стрелковой дивизии. В первом же бою спасла жизнь 40 бойцам, за что была награждена орденом Красной звезды. А всего за 8 месяцев пребывания на фронте она вынесла с поля боя 125 раненых  советских воинов.

Зима 1943 года выдалась суровой. Военное руководство фронтом интенсивно готовилось к боевой операции на Курской Дуге. Седьмая рота 849 стрелкового полка, где служила Зинаида, уже третьи сутки отбивала атаки немцев у станции Горшечное Курской области. Узнав, что ранен командир роты, Зина не раздумывая, в разгар боя, под пулями и снарядами стала пробираться к раненому офицеру. Однако, увидев его, поняла, что уже ничем не сможет помочь. Командир был мертв. Внезапно, Зина почувствовала нестерпимую боль в бедре и потеряла сознание. Очнулась от сильных ударов – это был приклад автомата, каким немец пытался добить тяжело раненую девушку. Потеряв вновь от боли сознание, Зина пролежала сутки, вмерзая в кровавый, смешанный с грязью снег. Наши разведчики, обнаружив ее обмороженную, всю покрывшуюся льдом,  с трудом откопали и освободили из окровавленного ледяного панциря. Затем Зину доставили в госпиталь.

Здесь начался второй драматический этап ее борьбы со смертью. Военным врачам удалось спасти Зинаиде жизнь, однако обмороженные руки и ноги были ампутированы.

Она перенесла восемь сложнейших операций. Порой, не помогали обезболивающие лекарства. А с точки зрения современной фармакологии можно легко догадаться, какие слабые это были препараты, да еще в условиях военного времени. Но ни врачи, ни соседи по палате не слышали ее жалоб.

Кроме физических страданий, Зину мучила душевная боль. Она не знала, как обо всем сообщить мужу Иосифу, воевавшему на фронте. Все понимая про себя, она не хотела обременять его собой – калекой.

Откуда в этой девочке было столько мужества и женского, почти материнского стремления оградить любимого человека от боли трудного выбора — можно только догадываться. Но каждый, читающий эти строки, пусть сам найдет ответ на этот вопрос в своем сердце.

Наконец, приняв для себя окончательное решение, Зина пригласила к себе медсестру и продиктовала короткое, без лишних эмоций, но правдивое письмо. В нем она сообщила Иосифу о том, что после тяжелого ранения лишилась рук и ног, поэтому не хочет быть для него обузой. Практически, она с ним прощалась.

А тем временем, жизнь в госпитале шла своим чередом. Она не отличалась разнообразием. Страдания окружающих ее людей, изувеченных войной, собственная беспомощность — другого человека могла бы сломить, лишить возможности бороться с суровой действительностью, которая каждую секунду напоминала о себе. Но Зина, как на поле боя, выбрала борьбу. Она старалась утешить раненых, тех, кто не мог смириться с инвалидностью. Вселяла в них надежду на возможность активной жизни даже в таких сложных ситуациях.

Неожиданно ее пригласили выступить перед рабочими завода «Уралмаш». Речь Зинаиды потрясла людей. Она не сетовала на жизнь. Она только сожалела о том, что не сможет больше сражаться за полную победу над врагом и просила рабочих сделать за нее хоть по одной заклепке. Обращение Зины не осталось безответным. Уралмашевцы направили на фронт дополнительно 5 сверхплановых  танков, на броне которых было написано «За Зину Туснолобову».

Наконец-то настал тот счастливый день, когда она получила весточку от Иосифа. Зубами разорвала конверт и с волнением начала читать: «Милая моя малышка! Родная моя страдалица! Никакие несчастья и беды не смогут нас разлучить. Нет такого горя, нет таких мук, какие бы вынудили забыть тебя, моя любимая. И в радости, и в горе – мы всегда будем вместе. Я – твой прежний, твой Иосиф. Вот только бы дождаться победы, только бы вернуться домой, до тебя, моя любимая, и заживем мы счастливо… Писать больше некогда. Скоро пойдем в атаку. Ничего плохого не думай. С нетерпением жду ответ. Целую бесконечно. Крепко люблю тебя, твой Иосиф».

Она еще много раз будет перечитывать письмо мужа, находя в каждой строчке новые силы для борьбы за полноценную жизнь. И для этого прикладывала нечеловеческие усилия. С помощью резиновой манжетки, закрепленной на ампутированной правой руке выше локтя, Зина научилась писать. Более того, решилась на сложнейшую операцию. Врачам удалось разделить кости предплечья левой руки и пересадить туда мышцы. Со временем  Зина научилась обслуживать себя сама.

Шел 1944 год. Все советские люди ждали скорой победы над фашистской Германией. Страна, порушенная войной, начала восстанавливаться. Представить, как это было нынешней молодежи уже практически невозможно. Даже самые лучшие художественные фильмы о войне не дают полной картины разрушений и человеческого горя, которые принесла она в каждую семью. Но как Феникс из пепла Россия возрождалась для жизни, вновь обустраивала свой быт, налаживала общественную и политическую жизнь.

Находясь в госпитале, Зина, уже научившаяся самостоятельно писать, обратилась с письмом к воинам 1-го Прибалтийского фронта. Это было ее единственной возможностью сказать товарищам по оружию все то, что было на сердце.

Письмо опубликовано 13 мая во фронтовой газете «Вперед на врага». Каждая строчка ее обращения дышала физической и душевной болью: «Отомстите за меня! Отомстите за мой родной Полоцк! Пусть это письмо дойдет до сердца каждого из вас. Это пишет человек, которого фашисты лишили всего – счастья, здоровья, молодости. Мне 23 года. Уже 15 месяцев я лежу, прикованная к госпитальной койке. У меня теперь нет ни рук, ни ног. Это сделали фашисты.

Далее, как родным и близким людям, девушка рассказала все, что пришлось пережить. Она знала, что такое фронтовое братство, и была уверена – ее услышат и поймут: «Русские люди! Солдаты! Я была вашим товарищем, шла с вами в одном ряду. Теперь я не могу больше сражаться. И я прошу вас: отомстите! Вспомните и не щадите проклятых фашистов. Истребляйте их как бешеных псов. Отомстите им за меня, за сотни тысяч русских невольниц, угнанных в немецкое рабство. И пусть каждая девичья горючая слеза, как капля расплавленного свинца, испепелит еще одного немца…

Мне очень тяжело. В 23 года оказаться в таком положении, в каком оказалась я… Эх! Не сделано и десятой доли того, о чем мечтала, к чему стремилась… Но я не падаю духом. Я верю в себя, верю в свои силы, верю в вас, мои дорогие! Я верю в то, что Родина не оставит меня. Я живу надеждой, что горе мое не останется неотомщенным, что немцы дорого заплатят за мои муки, за страдания моих близких. И я прошу вас, родные: когда пойдете на штурм, вспомните обо мне! Вспомните – и пусть каждый из вас убьет хотя бы по одному фашисту! Зина Туснолобова, гвардии старшина медицинской службы. Москва, 71, 2-й Донской проезд, д. 4А, институт протезирования, палата 52.»

Ее услышали, не могли не услышать! Как товарища, как сестренку, как дочку… Имя Зины Туснолобовой писали на стволах орудий, минометов, самолетах, танках, бомбах. Она, не имея рук и ног, била фашистов до самого конца войны.

Весна 1945 года принесла долгожданную Победу. Великая Отечественная война завершилась в пасхальный день 9 мая, когда в Берлине с участием официального представителя СССР маршала Георгия Константиновича Жукова был подписан акт о полной и  безоговорочной капитуляции Германии.

После войны Иосиф, также имевший серьезное ранение, как и обещал, вернулся к Зинаиде. Свою семейную жизнь они решили начать в Ленинске – Кузнецком Кемеровской области. Здесь у них родились два сына – Слава и Толя. Время было трудным, и дети послевоенного поколения часто болели инфекционными заболеваниями. Врачам не всегда удавалось всех спасти. В их число попали малыши Зинаиды и Иосифа…

Тяжело пережив смерть детей, супруги решили вернуться в родной для Зины Полоцк. Иосиф стал работать в артели «Пищевик». Что касается Зинаиды, то ей предложили должность диктора на городском радио. Кроме того, Зинаида Михайловна вела активную общественную и партийную работу. Она часто выступала в школах, воинских частях, на предприятиях.

К ней ехали люди со всей страны, советовались по самым сложным вопросам. И для каждого у Зинаиды Михайловны находилось доброе слово и мудрое решение сложной жизненной ситуации.  Все, кто с ней общался, отмечали ее неиссякаемый оптимизм и жизненную энергию.

В доме Зина была хорошей хозяйкой, умела практически все, даже штопала чулки. Но особенно любила готовить. Ответы на письма, приходившие к ней в большом количестве, она писала сама.

В 1951 году в семье Зинаида и Иосифа родился сын Владимир, а 1959 – дочь Нина.

В 1957 году Зинаиде Михайловне Туснолобовой было присвоено звание «Героя Советского Союза».

Так эта удивительная женщина, вопреки всему, сумела заново выстроить свою линию судьбы, победив смерть, беспомощность, заменив их на страстное желание жить, любить и быть любимой, стать полноценным членом общества. И желание ее исполнилось!

От себя могу только добавить: великая благодарность и вечная память Зинаиде Михайловне Туснолобовой, ушедшей из жизни 20 мая 1980 года, а также ее родителям, за то наследие, которое они щедро передали своей дочери. Не наследство, лежащие в долларах в зарубежных банках, а именно наследие. Сегодня это называется хорошей генетикой. Вместе с тем они сумели воспитать в ней лучшие человеческие качества: железную волю, силу духа и доброе сердце.

Вот такую жизненную историю, поразившую меня, моих близких и коллег до слез, я узнала благодаря скромной табличке с названием улицы «им. Зинаиды Туснолобовой» в поселке Горшечное Курской области.

 

 

 

Евдокия НЕЧАЕВА,

заслуженный работник культуры РФ,

г. Курск

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website