В Берестовицком районе обнаружено массовое захоронение периода Первой мировой войны
Массовое захоронение немецких солдат периода Первой мировой войны подтвердили во время раскопок в лесном массиве у деревни Кашенцы военнослужащие 52 отдельного специализированного поискового батальона, подразделение которого работало в нашем районе.Казалось бы, Первая мировая война уже давно канула в лету, но вот сейчас ее отголоски неожиданно коснулись нашего района – в лесу у деревни Кашенцы бойцы поискового батальона обнаружили останки 38 немецких солдат, погибших во время Первой мировой войны.
— Об этом захоронении нам рассказывали местные жители, — говорит начальник обособленной группы Виталий Игнатович. – Вместе с бывшим директором музея Белки Евгением Волковым нам удалось установить место захоронения. В прошлом году, когда у нас в районе работали военнослужащие поискового батальона, они провели разведку этого места и установили, что захоронение действительно имеется. Мы подготовили информационный лист и направили его в управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил, в сентябре к нам приехало подразделение 52 отдельного специализированного поискового батальона и начало работу.
Мы отправились с Виталием Марьяновичем к месту раскопок, когда извлекались останки последнего погибшего и поисковые работы подходили к завершению. Здесь нас уже ждал командир специализированного поискового взвода специализированной поисковой роты 52 отдельного специализированного поискового батальона лейтенант Сергей Мырза.
— Раскопки подтвердили, что это захоронение Первой мировой войны, а если быть более конкретным – 1914-1915 года, — рассказал Сергей Александрович. – Об этом свидетельствуют сопутствующие находки. К примеру, найденные элементы обмундирования — образца 1914 года, известно, что в 1915 году немецких солдат переодели в другую форму. Кстати, обмундирование говорит о том, что похоронены здесь только солдаты и сержанты, офицеров нет. Вот кошелек, в котором были найдены немецкие монеты, выпущенные в обращение в период от 1875 до 1914 года, обнаружены в месте раскопок и орденские ленты, это значит, что погибшие солдаты успели к этому времени повоевать и получили награды. А найденные фрагменты погон с номерами 17 свидетельствуют о том, это был прусский полк, ведь в немецкой армии в то время была сквозная нумерация частей.
К сожалению, нам не удалось обнаружить именных жетонов, чтобы можно было идентифицировать погибших, возможно, их жетоны и награды были переданы в часть, а потом родственникам, и вполне вероятно, что в немецких архивах есть информация о захороненных здесь военнослужащих.
Сергей Александрович показал нам место раскопок, в свое время оно было перекопано «черными» копателями, поэтому работать поисковикам было трудно, приходилось собирать костные останки по разным местам, часто они были переброшены из одной могилы в другую.
— Первоначально шурфуется небольшой участок земли, примерно метр на метр, — делится нюансами работы Сергей Мырза. – Затем смотрим по структуре грунта, был ли он перекопан, работаем в шурфе щупом. Когда он упирается в костный останок, идет соответствующий звук. Останки извлекаются и раскладываются по анатомической структуре тела. Копаем до материка – нетронутого грунта. Кстати, захоронения в этом месте были на разной глубине: от 1 м 20 см до 1 м 80 см.
Среди интересных находок, обнаруженных во время раскопок есть фрагменты немецкой газеты, на которой вполне можно прочитать текст, она на удивление не истлела за прошедшие более чем сто лет, пуговицы, карандаш, стеклянные колбочки, видимо, медицинского предназначения. Найдены в месте раскопок и советские гильзы образца 1937 года.
— Скорее всего, ими стреляли по камню, который был установлен в месте захоронения, — Сергей Мырза подводит нас к камню, на котором читается надпись на немецком «Fuers Vaterland» («За Отечество») и видны сколы от выстрелов. – На то время погибшие воспринимались как солдаты вражеской армии, их ненавидели, но сейчас это уже, прежде всего, история, и мы должны ее сохранить.
Поскольку останки принадлежат немецким военнослужащим, они будут переданы в Народный союз Германии по уходу за военными захоронениям, эта немецкая гуманитарная общественная организация уже проинформирована и будет определять, где перезахоронят останки.
Что касается сопутствующих при раскопках находок, то они по акту переданы в обособленную группу Берестовицкого района, а затем будут направлены в областной военкомат, в дальнейшем с ними будут работать научные и музейные сотрудники.
Одну из своих находок – немецкую монету – военнослужащие поискового батальона передали в музей Белки в Большой Берестовице – перед отъездом они посетили его с экскурсией, чтобы ближе познакомиться с нашим районом.
— Возможно, в скором будущем бойцы поискового батальона снова к нам приедут, — отметил в заключение начальник обособленной группы Виталий Игнатович. – Ведь если есть немецкое захоронение, значит, где-то должно быть и русское. К сожалению, о Первой мировой войне практически нет архивных сведений, она не изучена в полной мере, это затрудняет поиски. А еще у нас в планах найти русское захоронение советско-польской войны, оно должно находиться где-то в окрестностях Берестовицы, возможно, со стороны Карповцев, ведь в 1919-1920 годах здесь шли крупные бои, и этому есть документальное подтверждение.
Хочется надеяться, что и эта страница истории нашего края будет приоткрыта, и берестовицкая земля поделится тайнами, которые она хранит на протяжении столетий.
Ирина МИКЛАШ,
фото автора