95-летняя ветеран Великой Отечественной войны Тамара Белко рассказала о своей жизни

95-летняя ветеран Великой Отечественной войны Тамара Белко рассказала о своей жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Тамара Белко из деревни Карашево, судя по «боевому» настрою, годам сдаваться не думает. В свои 95 бабушка может похвастаться отличной памятью и бодростью духа. Радуется каждому дню и без дела не скучает: вяжет носки, много читает и ждет по-настоящему весеннего тепла. Уже прикидывает, где на клумбе под окном лучше высадить белый «вячэрнік». 

Из памяти не сотрешь

К Тамаре Ивановне мы наведались аккурат в день ее юбилея. Бабушка шутила, охотно фотографировалась на память, рассказывала о своей счастливой старости и замечательной семье. Не хотелось в праздничный день бередить душевные раны собеседницы, но не вспомнить о военной юности не получилось. Такое не стирается из памяти.
– Не дай Бог нікому перажыць тое, што мы перажылі, – вздыхает Тамара Белко. – Малю Бога толькі аб адным – каб не было вайны.
Сколько раз уже рассказывала о ней бывшая партизанка, а воспоминания и сегодня отзываются болью в сердце. Могла ли представить 14-летняя Тома, что размеренная жизнь рухнет в одночасье с приходом немецко-фашистских захватчиков? Конечно, нет, как и никто не мог.
Когда немцы пришли в Бобровню, стало особенно страшно. Ночевать дома было опасно, прятались в сараях, убегали в лес. Как могли помогали партизанам, делились куском хлеба, укрывали их в своих жилищах.
Папа Тамары Ивановны работал учителем в школе в соседнем Карашево. Однажды за ним пришли…
– Папу арыштавалі, прыгналі да солтыса, палажылі тварам у снег, – не может сдержать слез собеседница, крепко сжимая в руке свою тросточку. – Прывязалі да аглоблі, і так з канямі паганялі аж да Скідзеля. 
Его угнали в Германию, домой он не вернулся. Только через пару лет родные узнали, что его расстреляли. Не так давно стало известно и место захоронения.

Смерть ходила по пятам

В 44-м Томе и самой чудом удалось спастись от «путевки» на чужбину. Немцы согнали всю деревню, а мама приказала дочери спрятаться в сарае за соломой. Ее не забрали. Девушка ушла в партизаны.
Она дружила с командиром партизанского отряда Филиппом, который, кстати, впоследствии стал ее мужем. Добрым словом Тамара Белко вспоминает комсомольцев-подпольщиков, которых хорошо знала. Партизанка Тома распространяла агитационные листовки, ходила за лекарствами в Скидель, научилась оказывать первую медицинскую помощь раненым.
Страшнее всего на войне было видеть смерть. Казалось, только что разговаривала с этим человеком, строили планы, и вдруг – его больше нет. Такая жуткая участь настигла и подругу Тамары – Клаву Чичикову из Москвы. Как-то раз немцы нагрянули в партизанские землянки, когда те отдыхали. Парни и девчата бросились наутек… Клаву нашли только через две недели. Оказалось, немцы ранили в плечо. Чтобы ее не забрали в плен, сама выстрелила в себя. Там под березой и похоронили. Позже перезахоронили в братской могиле в скидельском парке. Позже разыскали родственников Клавы. Они даже однажды приезжали в Скидель на День Победы.
Тамаре же в тот раз повезло: один из немцев толкнул ее вперед, мол, убегай скорей, благодаря чему и осталась жива. Это не единственный случай, когда некоторые из немцев проявляли человечность, вспоминает Тамара Белко. Однажды спряталась от врагов в копне из снопов льна. Немец нашел ее там, но не выдал, поднес палец к губам, мол, сиди тихо.

Счастье в мелочах

…После войны тоже было тяжко, вздыхает собеседница. Но самое главное, жили под мирным небом. Было на кого опереться. Свадьбу со своим Филиппом в 47-м гуляли всем партизанским отрядом.
Голод. Холод. Разруха. Двое новорожденных деток схоронила Тамара Ивановна. Потом Бог послал троих дочерей.
– Не было чаго есці, варылі суп з крапівы, лебяды. Бульбяныя лушпіны сушылі, потым пераціралі і дабаўлялі крышку мукі. Яе таксама многа не было: прынясу жменьку зярна і добра. Вось так і пяклі хлеб. Смачным, духмяным быў!.. Цяпер дзеці, бывае, ад далікатэсаў носам круцяць, – говорит Тамара Белко.
Чтобы встать на ноги, и она, и супруг много трудились. Он был участковым, она пошла в колхоз. Поначалу полеводом, потом 30 лет работала телятницей на ферме. Держали большое хозяйство. Чтобы одеть своих девчат в школу, Тамара Ивановна перешивала свои платья. Дочки, кстати, с малых лет старались помогать родителям.
Вопреки всем сложностям Тамара Белко никогда не опускала руки. Да и характер у нее сильный, волевой.
– Цяжкае жыццё ў мяне за плячамі, затое старасць – у радасць, – собеседница сразу становится веселее, когда сменяем тему. – Дачушки, зяці ў мяне залатыя.
Надо видеть, с какой любовью, заботой относятся к Тамаре Ивановне ее дочки – Елена, Мария, Антонина. Даже во время нашей беседы наблюдать за этим было очень трогательно. Как заботливо поправляли ей платок, с какой нежностью обращались: «Мамочка, красавица наша».
– Мы с мамой всегда как подружки, – говорят дочери. – Она для нас неоспоримый авторитет. Научила главному – быть людьми и беречь семейные ценности. 
26 лет уже прошло, как Тамара Белко осталась без мужа. Когда дети увидели, что маме сложно справляться самой по хозяйству, предложили переехать к ним, в город. Но она из родного Карашево – никуда. Тогда старшая Елена вместе с супругом оставили благоустроенную квартиру в областном центре и уже десять лет живут в родительском доме. Все заботы по хозяйству взяли на себя. Вместе с тем Тамара Ивановна всё контролирует и любит, чтобы к ее мнению прислушивались. Например, где лучше посадить картошку и когда посеять огурцы. А уж какими только блюдами ни балует ее Елена Филипповна. Хоть чебуреки, хоть цеппелины – что мамина душа пожелает. Да и дети-внуки всегда приезжают с гостинцами. Подмечают, что бабушка любит. В последнее время, например, пропадает за чипсами.
Вопреки возрасту, на здоровье Тамара Белко почти не жалуется. В этом и заслуга скидельских медицинских работников, которые регулярно ее посещают. Единственное, плохо слышит, да и ходит, опираясь на тросточку. Зато зрение отличное. Выписывает много газет, может читать без очков, а долгие зимние вечера коротает за спицами. Семья у нее большая: всех вместе сорок человек. Пока каждому свяжет носочки, глядишь, и весна уже сменит зиму.
Память у бабушки тоже отменная. Ни за что не пропустит день рождения кого-то из родных. А она, между прочим, богатая в этом плане: имеет восемь внуков, четырнадцать правнуков и четыре праправнука. В комнате на стене – фотографии каждого из них. Этот уголок называет музеем и очень гордится, что большая семья очень дружная.
Пытались мы разгадать, в чем секрет активного долголетия Тамары Белко, и решили, что он – в ее отношении к жизни. Бабушка никогда никому не желала зла, не боялась труда и умела радоваться простым вещам. Как и сейчас. Рассказывает нам, что дочка уже сок березовый в банки поставила, что рассада на окне вымахала… Счастье в мелочах.
О чем же мечтает 95-летняя Тамара Ивановна? А желание у ветерана одно: чтобы был мир на земле.

В тему

Юбилей ветерана Великой Отечественной войны Тамары Белко не обошли вниманием представители власти, совета ветеранов и хозяйства, в котором она отработала много лет. Председатель Гродненской районной ветеранской организации Станислав Витович поздравил именинницу от имени руководства района, передал Почетную грамоту Гродненского райисполкома. Также вручил награду от Совета ветеранов. Свое восхищение стойкостью духа, достойно прожитыми годами выразил председатель Скидельского сельсовета Сергей Сидорович.
– Живите долго, Тамара Ивановна, больше рассказывайте про свою жизнь, – обратилась заместитель директора по идеологической работе филиала «Скидельский» ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» Мария Бартошевич. Пожелания здоровья звучали и от врачей Скидельской городской больницы, которые тоже приехали поздравить именинницу.
Марина Талай.  Фото Николая Лапина
https://rgazeta.by/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website