Две войны — одна история. Воспоминаниями о Великой Отечественной и Корейской войнах делится ветеран Владимир Александрович Пятлин

Автор 

Две войны — одна история. Воспоминаниями о Великой Отечественной и Корейской войнах делится ветеран Владимир Александрович Пятлин

В прошлом месяце 95-летний юбилей отпраздновал Владимир Александрович Пятлин, прошедший сразу две войны — Великую Отечественную и Корейскую. Мы побывали в гостях у ветерана, выслушали долгий рассказ о событиях прошлого, которые навсегда запечатлелись в его памяти.

Родился наш герой в деревне Заберезник Котласского района Архангельской области. Когда началась Великая Отечественная война, Владимиру Александровичу было 14 лет. Два его брата ушли добровольцами на фронт. Старший Андрей служил на корабле Северного Флота, погиб в первый год войны. Средний Василий шесть раз был ранен, но прошел всю войну и вернулся домой. Несмотря на юный возраст, Владимир хотел попасть на фронт. Обращался несколько раз в военкомат, но все тщетно. Там ему ответили, мол, учись, парень, пока, а как только придет время, мы успеем тебя позвать. В 1944 году поступил в речной техникум в городе Котлас Архангельской области. Писал заявления директору учебного заведения и местному военкому (всего 17 штук) с просьбой отправить на фронт добровольцем.

— И только в феврале 1945 года я добился своего — приехал в Вологду и попал в 22-й запасной полк связи военно-воздушных сил, — вспоминает Владимир Александрович. — Записали меня в радиотелеграфную роту, первую по счету, где должен был получить различные специальности по связи. Полк в начале февраля собирался переезжать на новое место службы — в Белоруссию. Нас погрузили в военный эшелон и повезли на фронт. Ехали суток двое или трое. Проснулся уже за Москвой. Видел своими глазами поля, заваленные разбитой техникой, артиллерийские орудия. Привезли нас в военный городок в Могилевской области. Находился он в лесу. Поступило задание от командующего продолжать учиться и ждать, когда потребуется помощь. Меня зачислили в 1-ю роту овладевать радио и телеграфной связью.

После освобождения Белоруссии на территории республики оставалось много националистов-подпольщиков и диверсантов. Командующий Белорусским военным округом беседовал с командиром полка, а затем и с солдатами, учил, как вести борьбу с коллаборационистами, диверсантами, антисоветчиками. Через несколько дней националисты открыли огонь по нашему городку. Мы дали отпор. Стычки с ними продолжались и в дальнейшем. Это, конечно же, мешало нашей учебе, но мы все равно хотели стать связистами. Поэтому учились не только днем, но и ночью.

Однажды мы шли по лесу и нарвались на антисоветчиков, которые вместе с немцами воевали. Они с миномета по нам выстрелили. Я ударился головой о дерево и потерял сознание. Когда прибыл фельдшер, хотел меня в госпиталь отправить, но я от госпитализации отказался. Думал, очухаюсь и все будет хорошо. А оказалось, на всю жизнь. Проблемы с памятью начались. Повредило мне немного ноги, я с тросточкой ходил всю жизнь. Сначала с одной, потом с двумя, потом с костылями. Каждый год ездил в санаторий, в больнице лежал.

С одной на вторую

Наш полк подчинялся Министерству обороны СССР. Он готовил специалистов-связистов к противостоянию с Японией, которая воевала с Китаем и намеревалась напасть на СССР. Когда части Красной Армии перебрасывали с запада на восток, они ехали мимо военного городка и пополнялись нашими специалистами. 22-й полк должен был ехать на границу с Китаем. Но Япония быстро капитулировала и наши солдаты на эту войну не попали. А уже к ноябрю полк расформировали.

Меня направили в 1-й отдельный Тильзитский полк связи, который обеспечивал связью командование 1-й воздушной армии. С октября 1945 года на протяжении года служил в качестве телеграфиста-морзиста. Получил хорошие практические знания, научился ремонтировать аппараты. Потом меня перевели на должность старшего механика в 514-й отдельный батальон связи, который располагался в Волковыске. В 1947 году присвоили звание младшего сержанта. Офицеров было мало в батальоне, приходилось совмещать должности. Долгое время я был одновременно старшим механиком, начальником телеграфа и командиром взвода.

В октябре 1950 года пришла телеграмма из Министерства обороны с грифом «Молния», где было указано, что младшего сержанта Пятлина необходимо немедленно командировать в распоряжение командира авиационной дивизии 62507 на станцию «Барановичи». Быстро собрав личные вещи, через 15 минут я уже ехал на новое место. Там меня встретили два капитана, выдали зимнюю одежду и повели к эшелону, где назначали старшим по вагону. Через 7 суток мы прибыли на границу с Китаем. Пройдя ее, поезд направился в сторону границы Китая с Кореей и прибыл на бывший японский аэродром, где уже стояли советские реактивные истребители МиГ-15. Нас разместили в казармах, выдали китайскую форму. Командир дивизии назначил меня ответственным за радиосвязь на командном пункте во время боевых действий против американских самолетов — истребителей и бомбардировщиков. Председатель правительства Китайской Народной Респуб­лики Мао Цзэдун определил задачи для дивизии — не допускать американские самолеты на территорию Китая и уничтожать их во время боя, чтобы ни одна бомба не упала на китайскую территорию. Дивизия с этой задачей успешно справилась.

9 декабря 1950 года главнокомандующий миротворческими войсками ООН в Корейской войне Дуглас Макартур запросил право использовать ядерное оружие по своему усмотрению. Он торжественно обещал, что ядерное оружие будет применено только для предотвращения окончательного отступления под натиском китайской армии, а не для исправления ситуации в Корее. Удар планировалось нанести в том числе по той территории, где находилась наша дивизия. Но в апреле 1951 года президент США Гарри Трумэн освободил Макартура от командования за то, что тот сделал заявления, идущие вразрез с политикой администрации президента. Благодаря этому факту мы остались живы. А в июле 1953 года было подписано соглашение о перемирии, которое положило конец боевым действиям Корейской войны. В память об этих событиях осталась медаль за отличную службу, которую мне вручили представители Министерства обороны КНР.

Нашу дивизию из Китая, где мы пробыли год, направили в Москву. Здесь дислоцировались войска ПВО и был построен первый ночной аэродром. Командовал им трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. Меня опять назначили одновременно старшим механиком и начальником телеграфа.

Когда вернулся домой

В разных воинских частях мне предлагали присвоение офицерского звания, но я отказывался. Демобилизовался в Гродно 2 октября 1952 года. Таким образом, в Вооруженных силах прослужил 7 лет и 8 месяцев. Президиумом Верховного Совета СССР награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и юбилейными медалями к 30-летию и 40-летию Великой Победы. Есть медаль участника Корейской войны. В 1965 году мне присвоили звание старшего лейтенанта запаса.

piatlin-(3)

В послевоенное время я сеял ра­зумное, доброе, вечное. Военкомат помог в устройстве на работу. Сначала трудился в финансовом отделе облисполкома. Потом вернулся в Волковыск, работал в СШ № 1 учителем истории. Большую часть своей жизни отдал совхозу-техникуму (сейчас это государственный аграрный колледж), где преподавал политэкономию, историю, был секретарем парторганизации. Окончил высшую партийную школу. Был директором волковысской вечерней школы, заведующим центральным отделом райкома партии.

Моя опора, мой талисман, моя любовь — жена Маргарита Михайловна, с которой мы идем по жизни вместе уже 68 лет. В мае отпраздновали два юбилея — мое 95-летие и 90-летие жены. Годы, конечно, берут свое. Здоровье подводит. Я очень благодарен тем, кто нас не забывает, навещает, поддерживает и помогает. Спасибо за внимание и заботу, мы это чувствуем и ценим.

piatlin (2)

https://volkovysknews.by/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website