Связал Афган… История Зои и Нургельди Габбасовых из агрогородка Коробчицы

Автор: Марина Талай •

Связал Афган… История Зои и Нургельди Габбасовых из агрогородка Коробчицы

Супруги Зоя и Нургельди Габбасовы из агрогородка Коробчицы познакомились в Афганистане. Она отправилась туда по собственному желанию, его позвала Родина. В канун 34-летней годовщины вывода советских войск из Афганистана Зоя Ивановна поделилась с «Перспективой» историей своей интернациональной семьи.  

Окрыленная героизмом

Зоя родом из Мостовского района. Сколько себя помнит, ей всегда хотелось чего-то необычного. Например, уехать на БАМ. Была окрылена молодостью, пламенным чувством патриотизма.
– Нас так воспитывали, – улыбается собеседница.
Родители не хотели, чтобы дочка уезжала далеко из родных Самуйловичей. Поэтому БАМ строили без ее участия. Зоя окончила Гродненский химико-технологический колледж, устроилась работать на автовокзал. Когда узнала, что девушек набирают для службы в Афганистане, пошла в военкомат. Ей было 22 года. Предложили должность картотетчицы на автоскладе в городе Пули-хумри. Не раздумывая согласилась.
– Мне казалось, я делаю что-то важное для Родины. Думала о героизме, любви к своей стране. Страха не было, понимала, что на передовую меня не отправят, – вспоминает Зоя Габбасова.
Родителям девушка решила не говорить, что отправляется в Афганистан. Не хотела, чтобы они переживали. Да и понимала, что вряд ли отпустят. Сообщила маме с папой, что едет на работу в Чехословакию.  Потом долгое время писала письма без обратного адреса.
Из Гродно в чужие края вместе с Зоей отправились три девушки и вольнонаемный мужчина. Ехали до Ташкента целую неделю. Провожали за окном города и села, удивлялись, как по пути следования меняется климат. Уезжали из Беларуси в апреле, на родине еще лежал снег, а приехали в… лето. Из Ташкента их отправили на пересылку в Кабул, а через неделю – на вертолетах в Пули-хумри.
– Мы поселились в общежитии, всего там проживало около 30 девчонок. Трудились медиками, поварами, кладовщицами. В общем, обеспечивали тыл. Обслуживали воинскую часть 81 444. Я работала на центральном автоскладе, вела картотеку по выдаче автозапчастей, –  рассказывает Зоя Ивановна.
Служба протекала спокойно. И всё же когда кругом война, не знаешь, откуда ждать опасности. Изредка выезжали в Кабул, причем строго под конвоем. Пару раз попадали под обстрел, но, как говорит собеседница, проскакивали.
Пули-хумри – город небольшой, и для советских девчат многое тут казалось в диковинку. Например, женщина в парандже вызывала удивление. Особенно впечатлял климат: сухой, жаркий, пыльный. Многие переболели гепатитом, брюшным тифом, Зою пронесло.
– Афганцы встречали советских граждан очень тепло, радостно приветствовали: «Шурави! Шурави!» – говорит Зоя Габбасова.

Свела судьба

Спустя полгода девушка получила тревожную весть из родных Самуйловичей: заболела мама. Пришлось на некоторое время уехать домой.
Возвращалась в Афганистан тем же маршрутом, что и первый раз. На пересылке в Кабуле задержалась дольше положенного: из-за нелетной погоды вертолеты в Пули-хумри отменяли. В один из дней предложили поехать с колонной.
– Мы ожидали с девчонкой из госпиталя в палатке, заглянул парень с голым торсом, спросил: «Едете?». Я ответила, что дождемся начальника колонны. Каково же было удивление, когда он сказал, что и есть тот самый начальник колонны, – вспоминает собеседница. – Парень вышел, а я говорю своей попутчице, мол, не внушает этот начальник доверия. Оказалось, он всё слышал. Через пару минут вернулся, одетый в офицерскую форму, и прямо говорит: «Ну что, теперь внушаю доверие?» В общем, поехали. 
Так Зоя и познакомилась со своим будущим мужем – Нургельди Габбасовым из Туркмении. С тех пор практически не расставались.
Нургельди Габбасов на войне в Афганистане оказался по долгу службы. Окончив Самаркандское военное училище, был направлен служить в Лепель, что на Витебщине. Оттуда – в Афган. Нургельди был взводным роты, которая перевозила горючее по всей стране. Понятное дело, были вдвойне подвержены риску. Много молодых мальчишек погибло при обстрелах. Нургельди, видимо, имел хорошего ангела-хранителя.
Позже Нургельди признается Зое, что та приглянулась ему с первого взгляда. И сам он покорил сердце белорусской красавицы. Через полгода сделал предложение. Вместо кольца принес избраннице чистый отпускной лист. Сам отправлялся в отпуск и выпросил его для Зои у командира бригады. Сказал как на духу, что собирается на ней жениться. Командир в итоге сдался…
– Нургельди принес мне отпускной лист и говорит: «Выходи за меня замуж», – рассказывает Зоя Ивановна.
В отпуск полетели вместе. Сначала в Туркмению, на родину жениха, а затем вместе с его мамой – в Мостовский район. Там, в Самуйловичах, и сыграли свадьбу. Кстати, именно во время гуляний жених случайно и выдал тайну Зоиным родителям, что она служит в Афганистане.
В Пули-хумри молодожены вернулись после свадьбы. В общей сложности пробыли там три года. Зоя закончила службу, находясь на седьмом месяце беременности. Дочка родилась уже в Гродно, где обосновалась молодая семья.

Настоящие друзья

Через полтора года Нургельди направили служить на Камчатку. Жена с маленькой дочерью поехали с ним. Там, кстати, в семье случилось еще пополнение: на свет появился сынок. Три года жизни в Петропавловске-Камчатском стали удивительной страницей жизни семьи Габбасовых. Долгие зимы, горячие источники посреди сугробов, трава выше головы, море грибов, жимолость, кедровые орешки… Всё это и сегодня вспоминают с ностальгией.
На заслуженный отдых Нургельди вышел рано: уже в 33 года примерил статус пенсионера. Конечно, без дела не сидел. Открыли семейный бизнес – цех по производству корпусной мебели.
Последние пару лет супруги живут в агрогородке Коробчицы. Благоустроили дом, доставшийся от родственников. К слову, их семейному союзу уже почти 40 лет. Вырастили двоих детей. Сын – в Гродно, а дочка обосновалась далеко от родительского гнезда: уже тринадцатый год живет в Германии. Кстати, замуж она вышла за француза. Вот такая интернациональная семья у Габбасовых.
15 февраля – особая дата для Зои Ивановны и Нургельди Мурхатовича. Супруги знают не понаслышке, как много советских солдат не вернулось домой из Афганистана, сколько боли принесла та война. А потому каждый год в этот день приносят цветы к памятнику погибшим в годы войны в Афганистане. С радостью встречаются с товарищами, воинами-интернационалистами, гостеприимно принимая их в своем доме. Дружбу со многими пронесли через всю жизнь. Например, с Галей Олениной из Гродно, которая, к сожалению, уже ушла из жизни. А с 88-летней Аллой Сергеевной из Ярославля, бывшим бухгалтером на складе в Пули-хумри, по сей день как родные люди. И расстояние – не помеха. Истинная мужская дружба связывает Нургельди с Александром Клеймёновым, бывшим афганцем.
Супруги Габбасовы благодарны Богу, что там, в Афганистане, они обрели хороших надежных друзей. И, конечно, за то, что нашли друг друга.
Источник: газета «Перспектива», https://rgazeta.by/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website