Лидчане почтили память лидских подпольщиков

 

 

В этом году наша страна отметит 80-ую годовщину освобождения Беларуси от фашистских захватчиков: мероприятия, посвященные этой дате, уже проходят в разных уголках страны. И Лида не исключение.  У стелы лидским подпольщикам, которая расположена на территории локомотивного дэпо, собрались представители местной власти, работники и ветераны железнодорожного узла, педагоги и школьники. Они возложили венки к подножию памятного знака и почтили память погибших минутой молчания. Также в рамках республиканского проекта «Сохраним историю» в торжественной обстановке была открыта информационная табличка.

         В 1941-м году Лида, как и сейчас, была важным железнодорожным узлом, через который ежедневно проходили десятки составов с различными грузами военного назначения и живой силой. Борьба з захватчиками началась практически с первых дней оккупации. Центром подполья стала партийно-комсомольская группа, которую организовали коммунист Михаил Игнатов и комсомолец Александр Климко, – рассказывает заместитель начальника локомотивного дэпо Лида Александр Банцевич.

Михаил Игнатов был простым железнодорожником и работал машинистом паровоза. Ближайший соратник Игнатова, комсомолец Александр Климко, был коренным лидчанином. Со временем подпольная организация разрослась до 35 человек. Матрёна наказных и Маша Костромина были совсем девчушками, в 1941-м окончили лидскую среднюю школу №1. Они обе приехали в Лиду с родителями, которых направили работать на железную дорогу.

Лидские подпольщики при участии партизан отрядов «Искра» и «Балтиец» успешно осуществляли боевые операции по выводу из строя ЖД-станций, сожгли построенное гитлеровцами вагонное депо и завод по изготовлению конструкций для бункеров и блиндажей, подорвали поворотный круг. Оккупанты жили как на пороховой бочке. И никто из них не знал, кто стоит за этими террактами, кто, рискуя собственной жизнью, так отчаянно борется за свободу родного города.

Однако весной 1944 года лидскому подполью был нанесен сокрушительный удар. 4 мая в квартире Игнатова агенты «Абвергуппы» арестовали связную партизанского отряда «Балтиец», которая, не выдержав пыток, раскрыла явочные квартиры подпольщиков. В городе начались массовые задержания. Арестованные подпольщики мужественно держались на допросах. 23 июня фашисты расстреляли Михаила Игнатова. Ему было всего 33 года.

За 5 дней до освобождения Лиды, 3 июля 1944 года, на окраине города фашисты устроили массовый расстрел комсомольцев-подпольщиков. Смерть встретили около сорока человек, в их числе были Михаил Игнатов, Александр Климко, Матрёна Наказных, Анатолий Качан, Леонид Холевинский, Зоя и Леонид Кудачевы…. А Маша Костромина, став бойцом отряда имени Ворошилова, принимала участие во многих боевых операциях против гитлеровцев и погибла в бою у деревни Жемыславль Ивьевского района. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1965 года семерых лидчан наградили орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно.

Оцифровка памятных мест поможет сохранить историю Именами подпольщиков Игнатова, Качана, Климко, Костроминой, Зои и Лени Кудачевых, Матрены Наказных названы улицы нашего города.

Они ведь были совсем молодыми: мечтали, любили, хотели прожить долгую и счастливую жизнь… Но несмотря на это, пожертвовали самым дорогим ради Родины, – делится своими мыслями 9-классница Маргарита Юнда, которая пришла к стеле, чтобы возложить цветы. – Мне хочется, чтобы подвиг моих земляков никогда не был забыт. Именно поэтому я вместе со своими одноклассниками приняла активное участие в оцифровке этой стелы. На протяжении года мы по крупицам собирали информацию про лидских подпольщиков, побывав в различных местах захоронений железнодорожников.  Теперь любой желающий может прийти к стеле и прочитать про нее в интернете – нужно просто навести камеру своего мобильного телефона на этот QR-код.

Чтобы нагляднее показать, что такое оцифровка, Маргарита подошла к металлической табличке и отсканировала штрих-код. Специальная программа мгновенно предоставила ссылку на статью об этом памятном знаке. Такой быстрый доступ к информации стал возможен благодаря республиканскому проекту «Сохраним историю». Теперь каждый мемориал будет иметь свой уникальный QR-код, воспользовавшись которым можно прослушать аудиозапись с историей данного места, прочитать подробнее о всех событиях, которые там произошли или даже просмотреть историческое видео.

          Открытие информационной таблички у стелы лидским подпольщикам не случайно прошло в День конституции Республики Беларусь. С 2022 года в обновленной конституции введена новая статья «о сохранении исторической памяти». Ведь именно сохранение исторической памяти, в том числе и цифровизация памятников, мест воинских захоронений, обелисков – это связующая нить поколений, – рассказала начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи райисполкома Анна Кенть.

Для девятиклассников Маргариты Юнды и Владислава Корко, впрочем как и для всех их одноклассников, участие в мероприятии возле стелы лидским подпольщикам – почетно и волнительно. Ребятам сложно оставаться равнодушными к героическому прошлому железнодорожников, когда они сами выбрали эту профессию. Уже второй год они учатся в транспортном классе, созданном на базе средней школы №11.

Основная цель специализированных классов – популяризация железнодорожных профессий и создание условий для их осознанного выбора учащимися. Для школьников разработана программа, которая познакомит с профессией. Занятия включают в себя посещение отделений железной дороги, музеев, встречи с сотрудниками. Также обучение проводится с углубленным изучением физики и математики на факультативах. Кстати, железнодорожные классы созданы не только в Лиде, но и в Барановичах, Лунинце, Могилеве, Гомеле, Минске. Учащиеся, показавшие высокие результаты обучения, получат целевое направление в учреждения образования, которые готовят специалистов для работы на БЖД, – пояснил заместитель начальника лидской дистанции сигнализации и связи Иван Бондаренко.

         Все думают, что железная дорога – это про проводников и машинистов. На самом деле представители более 300 профессий обслуживают стальные магистрали. Например, есть регулировщики движения поездов, маневровые диспетчеры (тот, кто формирует составы), дежурные по станции и даже дежурные по горке. Горкой называют участок, на котором распускается состав, – и вагоны самостоятельно, без локомотива, съезжают по наклонным путям. Обо всем этом я узнал во время учебы в транспортном классе, –рассказал девятиклассник Владислав Корко, а затем признался: – Кем хочу стать именно я, пока ответить затрудняюсь. Каждый раз вижу себя в новых профессиях. Но все они связаны с железной дорогой.

 

 

Фото и текст: Наталия Волконовская.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website